16+
RSS RSS  31 Августа 2016, 03:31

Актуально
В Дивногорске проходит XXII краевой слет школьных лесничеств В Дивногорске проходит XXII краевой слет школьных лесничеств

В Дивногорском лесхоз-техникуме проходит слет школьных лесничеств. В нем принимают участие около 130 юных лесоводов из 41 района Красноярского края.

Абитуриенту-2015 Абитуриенту-2015

Уважаемые читатели сайта, в выпуске газеты "Российские лесные вести" от 23 июня этого года собран уникальный материал об истории создания лесных учебных заведений России

Совет Федерации одобрил изменения в Лесной кодекс РФ Совет Федерации одобрил изменения в Лесной кодекс РФ

На заседании Совета Федерации одобрено внесение изменений в Лесной кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования регулирования лесных отношений.






Один к трем
Участники встречи были самокритичны: к сожалению, мы консервативны, не чувствуем, что отрасль нуждается в совершенно новых кадрах 19.05.2014, 13:07

Один к трем


Ситуация с кадрами лесной отрасли не устраивает никого – ни государство, ни работодателей, ни общество

Вот так жестко, но точно обозначил ситуацию, открывая в Пушкино международную научно-практическую конференцию «Кадровый потенциал – основа эффективного лесоуправления и правоприменения», Александр Панфилов. Лесные направления подготовки размыты между непрофильными учебными заведениями, не располагающими школой и базой; около трети всех работников отрасли не имеют лесного образования, констатировал заместитель главы Рослесхоза.

«Вполне случайные люди»

С базовым образованием туго. Проректор Всероссийского института повышения квалификации руководящих работников и специалистов лесного хозяйства Ирина Вуколова говорит, что, встречая каждые две-три недели группы слушателей, ВИПКЛХ обязательно проводит тестовый контроль, входной и выходной. Результаты самого свежего, апрельского тестирования двух групп слушателей по федеральному лесному надзору таковы: на входе 93 процента инспекторов продемонстрировали профнепригодность, знания обнаружились лишь у 7 процентов. По истечении трех недель интенсива пирамида перевернулась – 93 процента с тестами справились, семи процентам это не удалось:

– Наша задача – после входного тестирования усилить наполнение отдельных дисциплин. Нередко люди недополучили это в вузе. Далеко не все имеют базовое образование. К нам попадают группы руководителей лесничеств. Кого там только нет, с любым образованием. Вполне случайные люди.
А те, что окончили лесные вузы и факультеты, – все подряд профи? Сегодня специалистов лесного хозяйства готовят 48 вузов. В СССР обходились одиннадцатью, и на всю советскую державу хватало.

– Кто-то должен сказать: нужно это? Сегодня в каждом сельхозвузе открывают лесной факультет. Причем это не худший случай. Бывает, и педагогический вуз открывает, и мясо-молочный. При отсутствии денег надо же их как-то концентрировать, а не распылять, – заметил по этому поводу ректор ВИПКЛХ Анатолий Петров.

Пример тотального тестирования полуторагодичной давности лесопатологов Рослесозащиты стал хрестоматийным: чуть больше половины сдали этот тест на троечку-четверочку, остальные на момент проверки знаний оказались профнепригодными и нуждались в срочном повышении квалификации. В ВИПКЛХ есть и более свежие данные: в минувшем марте только 11 процентов лесопатологов из регионов сдали входные тесты. На выходе с заданием, как ни бились преподаватели, не справились 30 процентов. Получается, что на переподготовку надо отправлять каждого третьего. Среди лесопатологов, говорит Ирина Вуколова, случайных людей – как нигде.

Сколько ни лей…

А что с желанной в отрасли молодежью? Кадры практически во всех организациях лесного профиля стареют.

– Сегодня в нашей системе 90 вакансий инженеров защиты леса и 350 человек пенсионного и далеко запенсионного возраста, – горестно констатировал заместитель директора ФГУ «Рослесозащита» Василий Тузов.

Вот и решили поговорить, что делать, если случайных людей в отрасли полно, если профессиональные кадры стареют, молодых надо заманивать калачом, но умения их слабоваты, а новая экономическая и юридическая реальность, связанная с современным законодательством, требует столько знаний, что удержать в одной голове все сразу – задачка не для средних умов. К диалогу пригласили вузы, техникумы, различные профильные структуры работодателей и даже двух зарубежных гостей, из Латвии и Эстонии, чтобы рассказали, как у них – ни русского языка, ни советской специфики в Прибалтике не забыли. Может, полезно было бы послушать и другие лесные державы, но вот проблема – объясни шведу, что такое лесхоз! «Долго пытался, мне это не удалось», – засмеялся профессор Петров. Он бы еще про коммуналки и колхозы попробовал….

Участники встречи были самокритичны: к сожалению, мы консервативны, не чувствуем, что отрасль нуждается в совершенно новых кадрах, а мы готовим по-прежнему, расширяем, увеличиваем количество, но ничего не меняется к лучшему. Налицо эффект бочки с пустым дном: сколько ни лей… Отсюда и цифры – каждый третий работник отрасли без лесного образования.

«Собой любуйся, но кластеризуйся»

Тон встрече задал первый докладчик – профессор Романов из Йошкар-Олы. Ведущий Анатолий Петров ректора Поволжского технологического университета не прерывал, сочтя выступление исчерпывающим комментарием к вступившему в силу новому Федеральному закону «Об образовании».

Евгений Михайлович выделил главные, по его мнению, моменты в реализации новых требований к подготовке специалистов лесного хозяйства: сетевое взаимодействие, создание базовых кафедр на предприятиях и в организациях, прикладной бакалавриат и технологическая магистратура, а также создание инновационной целевой инфраструктуры для научной и образовательной деятельности:

– С 2007 года мы внедряем у себя функционирование университетского комплекса, теперь идем дальше и считаем, что на базе ведущих университетских комплексов нужно создавать образовательные кластеры. Это значит, что к университетским комплексам должны присоединяться работодатели, которые дают нам заказ, научно-исследовательские и прочие структуры. Непременно внешний контроль – гражданское общество.

Все эти проблемы планируем обсудить в октябре на международной конференции, которая пройдет в Йошкар-Оле, она будет посвящена опыту внедрения сетевых образовательных технологий и внедрению кластерного подхода при подготовке кадров.

На уровневой подготовке ректор остановился особо:
– Это позволяет не только целевым образом готовить под конкретные рабочие места, но и работать на опережение. Раньше, когда был специалитет, трудно было, принимая паренька на первый курс, понять, что из него получится, да и производству было трудно планировать. А сегодня мы имеем возможность после 4 курса совместно с производственниками отбирать студентов, ставить перед молодыми людьми конкретные задачи и целевым образом, то есть, на опережение, готовить их под конкретную технологию. Вот наглядный пример – новый теплично-лесопитомнический комплекс нашего вуза, где чего только нет, и чтобы работать там, надо обладать самыми разнообразными знаниями, управленческими в том числе. В соответствии с этим мы и должны учить. Я должен сказать, что направление опережающей подготовки дает очень серьезное преимущество: можно готовить не отдельного специалиста, а команды. Допустим, если где-то начали внедрять новую технологию и через пару лет это заработает, то к тому моменту мы можем выпустить дипломированную команду, которая способна эту технологию применять, – экономистов, механиков, лесоводов, радистов, технологов. При таких условиях у нас появится влияние на научно-техническую политику отрасли, а инновационный процесс в лесном секторе будет идти более быстрыми темпами, чем сейчас.

По словам профессора, прописанные в новом законе базовые кафедры и структурные подразделения на предприятиях и в организациях – новая и очень важная форма сетевого взаимодействия кластерного типа:
– Это не филиал кафедры, вуз переносит часть учебного процесса на площадку партнера, причем вуз получает возможность проведения на предприятии всех видов учебной и научной деятельности, теоретических и практических занятий. Это важно и для магистратуры, и для прикладного бакалавриата, то есть, мы еще сильнее адаптируем подготовку к конкретному производству и включаем работодателя в процесс подготовки. Давайте будем откровенны: одни, без работодателя, на самом высоком уровне подготовить специалиста никак не сможем, особенно по наукоемким направлениям, так как для этого надо располагать дорогостоящей материальной базой.

Профессор признался как на духу, что пока еще ни одной подобной кафедры в его вузе нет, но в обозримом будущем появится на Зеленодольском фанерном заводе. Университетский комплекс, по словам Евгения Михайловича, – это хорошо, каждому позволительно гордиться своим вузом, но в то же время надо идти на сближение и понимать, что в одиночку задачу не решить. «Собой любуйся, но кластеризуйся», – закончил ректор под одобрительный смех зала и добавил, что «для успешного устойчивого развития лесной отрасли формирование научно-производственных кластеров должно стать приоритетом государственной власти».

Зри в корень

Идея отличная, но все же обидно: высоколобые профессора и доценты пишут достойные, во всех подробностях проработанные программы действий, а престиж профессии падает. Что только не делают болеющие за свое дело руководители предприятий и организаций, чтобы привлечь и удержать! Примеры кадровой политики Мособллеса, Рослеcинфорга, Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО, а также многих прочих впечатляют: всевозможные стажировки, принятие присяги при вступлении в должность, вручение кортика лесничего, различные профессиональные конкурсы, чествование лесных династий… Но молодые все равно на сторону смотрят.

– Какие бы мы с вами системы обучения и взаимодействия ни предлагали, студент голосует ногами. И всегда по одной причине – если работодатель не может предложить ему достойную зарплату, он всегда найдет более подходящее место работы, – заглянул в корень Василий Тузов. – Поэтому я как работодатель должен, прежде всего, задуматься о том, как мне предложить ему достойную зарплату, или иной соцпакет, или карьеру, а потом уже обратить свое внимание на повышение качества обучения, квалификацию и т.д. К сожалению, не все руководители это понимают, надеются, что все само собой образуется. В нашей организации, что тут скрывать, средняя зарплата ниже всех по системе Рослесхоза. Поэтому все проблемы, о которых тут говорилось, мы испытываем в первую очередь. Не всегда так было, было и получше, и это сразу отражалось на притоке умных голов, о которых мечтает каждый работодатель. Каждый хочет, чтобы к нему выстроилась очередь из замечательно подготовленных молодых людей. К сожалению, этого не происходит, но надеюсь, что это ситуация временная.
Хорошо бы, коли так.

Елена СУББОТИНА, фото автора

 

Евгений РОМАНОВ, ректор Поволжского технологического университета:

– Для чего нужны эти встречи? Отвечу так: процесс познания объективной реальности идет от простого созерцания к абстрактному осмыслению, а потом к практике. Такова диалектика познания, поэтому нельзя сделать что-то, пока не обсудишь, не осмыслишь, не выработаешь для себя решение. Подобные конференции позволяют быстро, в сжатой форме получить информацию, что делается в отрасли или отраслевом образовании, и понять, как совершенствовать этот процесс. Собравший нас ректор Всероссийского института повышения квалификации профессор Петров, неординарно мыслящий, владеющий мировой практикой, является ведущим специалистом в области лесоуправления, поэтому сегодняшний семинар имеет особую ценность. Здесь можно получить новую информацию и уже в процессе самого общения придумать новые идеи и тут же обменяться ими с коллегами.

Что касается нашего вуза, то для меня наиболее ценно то, что мы совместно с ВИПКЛХ реализуем две магистерские программы – на базе специальности «Лесное дело» и по программе «Государственное и муниципальное управление». Как бы мы ни критиковали Лесной кодекс, но это реальность, и мы обязаны работать в рамках закона, что предполагает подготовку специалистов, хорошо владеющих экономическими и юридическими вопросами. Слушая выступления коллег, сделал для себя вывод, что мы на верном пути. Пройдет еще год-полтора, и на выходе у нас будут люди современно подготовленные, способные к работе в новых условиях. Думаю, они смогут способствовать тому, чтобы наше лесное хозяйство встало на инновационные рельсы.

Егор ДОСТАВАЛОВ, магистрант Московского государственного университета леса:

– Мой опыт невелик, но могу уверенно сказать, что такие встречи очень полезны, обмен опытом бесценен. Я внимательно слушал все доклады и очень благодарен их авторам, что обозначили проблемы, которые я могу проецировать на себя уже сейчас.

Как вижу себя в будущей профессии? С работодателями как таковыми не общался, на третьем курсе работу по профилю обучения «Лесное дело» мне предложили знакомые. Тематика была очень интересная, связанная с дендрохронологией. Успел также поработать в мощном проекте – гольф-клубе возле Сколково, ухаживал там за крупномерными деревьями. Работа была отличная, но пришлось оставить ее по личным причинам – более приоритетным являлся семейный бизнес, и совместить это с другими занятиями не удалось. В принципе, предложения у меня были и есть, и руководитель мой направлял меня в Мособллес, где очень неплохие условия, но я отказался. Дело в том, что все предложения касаются работы в центральном аппарате, а я не собираюсь оставаться в Москве. Теоретически, возможно, стоило бы потратить 3-4 года, работая здесь, а потом перевестись в филиал, но даже этого времени жалко. Чиновником быть категорически не хочу, ни в Москве, ни в другом городе, несмотря на то, что вырос в полумиллионной Твери. Я построил дом в Костромской области, где собираюсь жить и работать. Там есть памятник природы – Кологривский лес. Он далеко от Костромы, 300 км, никаких филиалов там нет, и появления их не предвижу. Сложный вопрос, как таким, как я, желающим работать на ООПТ, правильно выбрать, где учиться, чтобы потом заниматься именно этим. Убежден, что получить подготовку для такой деятельности надо в вузе, но у меня не вышло: сам учебный курс был небольшим, к тому же в тот момент, когда мы должны были учиться, поменялся преподаватель.


Павел КУКУШКИН, председатель комитета лесного хозяйства Московской области:

– Я согласен с выступлением ректора Романова, оно практически подчеркивает те требования, которые предъявляет сегодня каждый работодатель. За два неполных года существования нашего комитета более 10 миллионов рублей было выделено на повышение квалификации работников лесного хозяйства области. Это внушительная сумма. В Подмосковье мощная система лесного образования – Правдинский лесхоз-техникум, МГУЛ, но зам главы Федерального агентства Александр Панфилов верно сказал: те, кто ежегодно выпускается этими учебными заведениями, по каким-то причинам не идут на работу в лесное хозяйство, не идут на государственную гражданскую службу и фактически с дипломами уходят на сторону.

Но это не все проблемы. Сегодня совершенно правильно говорилось о том, что лесное образование отстает от современных требований практического лесного хозяйства. Те, кто к нам приходит, рынку труда не соответствуют, выпускники нуждаются в доучивании и даже переучивании. Важно понимать, что одних только знаний по лесным специальностям сегодня мало, нужно соответствовать тем требованиям, которые поставлены перед работниками отрасли новым лесным законодательством. Требуется постоянное повышение квалификации, но единая государственная система повышения квалификации отсутствует.

Василий ТУЗОВ, заместитель директора ФБУ «Рослесозащита»:

– Защита леса – одна из наиболее наукоемких сфер отрасли. Здесь совершенно необходима система постоянного повышения квалификации, аналогично тому, как это делается в системе здравоохранения. Сегодня патологии лесных растений развиваются настолько динамично, что без целенаправленного систематического обучения достичь результата в борьбе с болезнями леса невозможно. Но хочу сказать не только об этом. Мы много сегодня говорили об образовании, о повышении квалификации, а я вот сидел и думал, что надо нам готовить не просто знающих, квалифицированных людей, а образованных. Разница между образованностью и образованием достаточно значительная. Раньше было много образованных. Сейчас все больше знающие.

 

Анатолий ПЕТРОВ, ректор ВИПКЛХ:

– Спасти мир и Россию в частности может только наука и образование – нефть кончается, голова остается. Полагаю, всем участникам встречи это ясно. По крайней мере, я не нашел среди них ни одного человека, кому была бы безразлична тема обсуждения. Степень озабоченности разная, но она присутствует. Все в напряжении – и образовательные учреждения, и работодатели. Много предложено разных вариантов выхода из кризиса. Я не ждал новых решений, потому что точка зрения всех приглашенных мне известна. Мы подбирали людей, исходя из их позиций, так как целью был диалог образования и работодателя, хотя, как мне кажется, в полном виде такого диалога не получилось.

Оксана НЕТРЕБСКАЯ, заместитель начальника управления науки, образования и международного сотрудничества Рослесхоза:

– Мы сегодня много говорили о том, что молодые кадры к нам не идут из-за низкой зарплаты и слабого социального блока. Но мы все были молодыми специалистами и пришли не на огромную зарплату и не во дворцы. Прежде чем что-то получить, надо доказать, что ты чего-то стоишь. У большинства регионов есть программы социального развития, значит, просто лесники должны пожить там немного. Например, в Волгоградской области после 5 лет жизни там имеешь право на жилье. В Арчединском лесном техникуме, куда я пришла работать молодым специалистом, все имеют такое жилье. Раз зарплата маленькая и ничего нет, то и работать нечего, – так говорят только ленивые. Если человек пришел на маленькую зарплату и ждет манны небесной, то зря. Надо заработать. И учиться непрерывно. А если не можешь повысить свой профессиональный уровень – значит, неспособен к обучению. Можете со мной не соглашаться, но я в этом уверена.

 

Дагнис ДУБРОВСКИС, декан лесного факультета Латвийского сельскохозяйственного университета:

– Много ли я увидел принципиальных отличий между Россией и Латвией в подготовке лесных кадров? Хороший вопрос. Думаю, наши системы похожи, преподаваемые дисциплины близки, но разница в целях. Мы ориентированы на предпринимателя, хотя это только один вариант, поэтому пытаемся дать студенту широкие компетенции, чтобы он смог выжить в этом жестоком капитализме. Я понял, что ваше образование в основном ориентировано на госслужбу, отсюда такое внимание к нормативной базе, которую надо дать. У нас законодательство меняется настолько динамично, что мы предпочитаем придерживаться общей теории, ставя акцент на другом, а именно – на том, что лесоводство – это искусство. В лесу надо быть художником. Базис должен быть классическим, но юного специалиста надо научить пользоваться современным инструментарием. То есть, с одной стороны, работу в лесу воспринимаем как искусство, с другой – искусство, которое требует современного оснащения. Таков принцип нашего лесного образования, и я как декан стараюсь распространить это.

Пааво КАЙМРЕ, проректор по научной работе Эстонского университета естественных наук:

– Сегодня я услышал, что в России профессиональные ведомства хотят влиять на образовательные программы. Понятно, что работодатели желают, чтобы специалисты были хорошо подготовлены. В Эстонии так же – наши профессиональные организации высказывают свои пожелания, хотя доверяют университетам, доверяют Министерству образования, которое составляет учебные программы. Но все работодатели понимают, что им придется не меньше года воспитывать выпускника, приспосабливая его к своим требованиям. Я часто общаюсь с работодателями, они признают, что не получают желаемый продукт, но готовы с этим примириться, доводя молодого специалиста до своего стандарта самостоятельно.

Мы тоже внедряем в магистратуру практику на предприятиях и в организациях, что, безусловно, весьма позитивно, так как личные контакты много значат – при приеме на постоянную работу этим молодым людям отдается предпочтение.

В Эстонии примерно 75 процентов выпускников лесных специальностей идет в отрасль и задерживается там на 2-3 года. Говорю уверенно, так как мой магистрант подготовил свою диссертацию как раз на эту тему.

Система академической мобильности в период учебы используется, но мало, два-три студента в семестре, не больше. Даже к нам приезжают больше, чем наши ездят. Не знаю, в чем проблема. Мы хотим, чтобы молодые люди ездили в другие университеты значительно чаще, объясняем им, что такими возможностями нельзя пренебрегать.

Распечатать

← вернуться к списку



Природные дали Природные дали

В России до конца этого года может быть принята Стратегия экологической безопасности

Эффект роста Эффект роста

В России внедрят модель интенсивного лесопользования

Время для новых решений Время для новых решений

Для повышения эффективности охраны лесов от огня Рослесхоз предлагает принять ряд серьезных управленческих решений



Сергей Жвачкин Сергей Жвачкин

«Зелёное золото» региона

Владимир Заболоцкий Владимир Заболоцкий

Путь к успеху

Елена Вавилова Елена Вавилова

Лесная отрасль Красноярского края: перспективы развития

Экспорт по правилам Экспорт по правилам

Технологию маркировки древесины ценных лесных пород и заполнение декларации о сделках с древесиной уточняют на практике

Лесоустройство под заказ Лесоустройство под заказ

Почему столь важная для ведения хозяйства работа идет туго?

Молодняк оказался в плюсе Молодняк оказался в плюсе

Будет ли государство стимулировать арендаторов для полноценного воспроизводства лесов?

Живой памятник героям Живой памятник героям

В честь воинов, павших в Великой Отечественной войне, в Москве высадили березы

«Лес Победы»: влиять на будущее может каждый «Лес Победы»: влиять на будущее может каждый

Жители Поморья посадили свыше 80 тыс. деревьев и кустарников

Вспомнят и через столетия Вспомнят и через столетия

В Республике Алтай высаживают свой «Лес Победы»

Надежная крыша Надежная крыша

Россияне все больше предпочитают деревянные дома, а не квартиры в высотках

Особенная стройка Особенная стройка

Турецкая компания вложит $200 млн в создание деревообрабатывающего производства в Калужской области

Сажаем клюкву Сажаем клюкву

Первая лесная ягодная плантация появится в Архангельской области

Самые первые прыжки Самые первые прыжки

Воздушные тренировки федеральной Авиалесоохраны прошли в Московской области

Лесные биометоды: антагонисты против интервентов Лесные биометоды: антагонисты против интервентов

Несмотря на серьезные трудности, российские ученые работают над возрождением и совершенствованием эффективных методик борьбы с насекомыми-вредителями

На грани катастрофы На грани катастрофы

Российские леса рискуют оказаться беззащитными перед вредителями

Хоть полмира обойдешь, а такого не найдешь Хоть полмира обойдешь, а такого не найдешь

Финал XII Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» прошел в Тверской области

Школьные лесничества: от Северного Ярцево до Южного Ермаковского Школьные лесничества: от Северного Ярцево до Южного Ермаковского

В Красноярском крае взят курс на развитие движения школьных лесничеств

Авиалесоохрана – крупным планом Авиалесоохрана – крупным планом

В Воронеже открылась выставка фотографий «Человек и стихия. Воздушные пожарные Авиалесоохраны»

Свою работу надо любить и знать Свою работу надо любить и знать

Старший инструктор ПДПС ФБУ «Авиалесоохрана» Владимир Антипин, победитель Всероссийского фестиваля «Созвездие мужества», рассказал о работе воздушных пожарных в Забайкальском крае:

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

25 июня 2015 года, в возрасте 83 лет скончался Александр Григорьевич Малюгин. Он отдал всю свою жизнь службе русскому лесу.

90 лет и два месяца 90 лет и два месяца

Такой долгий век был отмерян этому удивительному человеку

Абитуриенту-2015 Абитуриенту-2015

Эти вузы задают уровень качества образования в отрасли






© Российские лесные вести, 2010 - 2014



Редакция | Для СМИ | Подшивка новостей | Реклама | Eng


Создание и поддержка сайта -

При полном или частичном копировании материалов ссылка на оригинал обязательна! Копирование материалов без указания ссылки на источник запрещено!