16+
RSS RSS   02 Ноября 2013, 12:44
На главную

Актуально



Новости




30.07.2011, 21:30

"Мы на грани коллапса"


Транспортные проблемы душат лесопромышленников

Реформа российской железной дороги привела к парадоксальному явлению: в стране увеличился вагонный парк, но многие грузоотправители не могут достать вагонов. Потому что операторы предпочитают иметь дело с высокодоходными грузами типа нефти, железной руды или удобрений. Такой груз, как лес, считается низкостоимостным.

В результате сегодня из Коми древесину по рельсам стало вывезти практически невозможно. Президент Союза лесопромышленников Республики Коми Владимир Бондаренко убежден, что за сложившейся ситуацией стоят заинтересованные в этом лица, и призывает на время железнодорожной реформы регулировать не только базовый прейскурант, но и вагонную составляющую.

Рай для короеда

– Владимир Викторович, куда, по вашим сведениям, делись вагоны, на отсутствие которых жалуются лесопромышленники?

– Вагоны никуда не делись. Я больше скажу: за время реформы вагонный парк в стране даже вырос, поскольку многие компании обзавелись собственным подвижным составом, как в нашей республике, например, «Монди СЛПК». Но вагоны стоят. Потому что времена, когда мы получали некий обезличенный вагон, грузили его, затем выгружали на какой-нибудь станции и забывали о нем, а о его дальнейшей судьбе голова болела у МПС, прошли. Теперь я, оператор подвижного состава, – частник. И у меня о моем вагоне голова болит. Мой вагон после выгрузки товара может неделями стоять на той же станции и ждать, когда я подыщу ему наиболее выгодное направление.

В результате получается так. Допустим, такому предприятию, как «СевЛесПил», требуется доставить свои пиломатериалы в Темрюк (порт в Краснодарском крае на берегу Азовского моря. – Прим. ред.) или Новороссийск. «СевЛесПил» обращается к частнику: дайте вагоны. Ему говорят: о'кей! оплатите мне, пожалуйста, холостой пробег. Ну хорошо, пусть не до Сыктывкара. Но хотя бы до той станции, где я гарантированно смогу что-нибудь погрузить в свой вагон. Нет? Тогда пожалуйста – двойной тариф.

– Что происходит в результате у лесозаготовителей?

– Тревожные сигналы начали поступать нам еще осенью прошлого года, они шли в основном из Сибири и с Дальнего Востока. В зимний сезон (с октября по март) наши валили лес по обычному графику и, замечу, заготовили его неплохо, примерно на уровне прошлого года. Дальше, в период с апреля по июнь, у нас обычно продолжалась интенсивная отгрузка запасов, потому что в таком количестве, которое обычно заготавливается, лес сразу не отгрузишь.

Так вот нынешней весной лес никуда не ушел. Масса его так и осталась на нижних складах. Но что такое сырой лес на нижнем складе? Это грибок. Это расползающаяся по древесине от грибка синева и краснота. Наконец, это жуки-короеды. То есть к июлю невывезенный лес превращается в дрова. Что и произошло.

Точно такая же судьба постигла пиломатериалы. Зимой сырые пиломатериалы еще могут лежать. Но с наступлением лета их нужно срочно отправлять потребителю.

В итоге лес и пиломатериалы, в том числе экспортные, мы попросту сгноили. Предприятия понесли огромные убытки, и кое-кто из них прямо говорит об угрозе собственного закрытия. 

Чудище обло, озорно, стозевно и афиллировано

– Как реагировали на возникшую проблему лесопромышленники?

– Уже в декабре нам стало ясно, что катастрофа случилась и вплотную подбирается к нам. В декабре на заседании Экономического совета при Главе республики многие присутствующие вынуждены были поднять тему. «На железной дороге коллапс, – уже тогда говорили они, – у нас лежит невывезенным экспортный товар».

По их просьбе первый заместитель министра промышленности РК Александр Гибеж в январе организовал совещание, в котором принял участие только-только назначенный заместитель начальника Северной железной дороги по Сосногорскому региону Тимур Шалашнев. Он довольно энергично взялся за решение возникшей проблемы, хотя, как я уже говорил, все равно весной случилось то, что должно было случиться.

Мы – лесники, железнодорожники и руководители Минпрома – еще раз встретились в июне, очень детально, предметно поговорили и подписали протокол с конкретными поручениями. Нормальный документ, который вроде бы должен действовать. Но появились новые процессы, которых мы совсем не ожидали.

– Что вы имеете в виду?

– После этого протокола со стороны Первой грузовой компании (ПГК) пошли вагоны – невиданное дело! Мы даже начали журить тех, кто раньше избегал ПГК: что же это вы, мол? Идите в ПГК – она начала давать вагоны. Как вдруг в конце июня вагоны резко кончились! Что такое? Никто ничего не говорит, но все ссылаются на некое пришедшее «оттуда» указание вагоны держать. Пускай, дескать, идут к частникам.

– Так ПГК вроде тоже не государственная…

– Формально да. Но фактически она управляется РЖД.

Обсуждение проблемы прошло в Москве 6 июля, на нем были представители Минтранса, Минпромторга, РЖД и ПГК. 29 июля, в Красноярске соберется большое межрегиональное совещание лесопромышленников, представителей пока еще живого бизнеса, которые должны издать истошный крик. Не уверен, конечно, что его услышат, но все-таки…

Где регулировщик?

– Участвует ли государство в тарифном регулировании расценок операторов?

– Здесь довольно сложный механизм. Он базируется на прейскуранте 10-01, позволяющем рассчитывать базовую ставку в зависимости от вида груза и расстояния, на которое он перевозится. Эта ставка таким образом регулируется. Но беда в том, что в общих расценках она сейчас составляет меньшинство.  Сегодня более половины стоимости отправки – в накрутке самих компаний, так называемая «вагонная составляющая». Мы неоднократно просили и ПГК, и Северную железную дорогу дать нам расшифровку: из чего она складывается? Не дают. Стоят насмерть: коммерческая тайна.

– В чем, по-вашему, выход?

– Необходимо исходить из того, что ПГК и создающаяся сейчас Вторая грузовая компания по факту станут дуополистами (двумя компаниями, фактически делящими весь рынок между собой. – Прим. ред.). В этом случае государство может присвоить им статус публичного перевозчика, который не имеет права отказывать обратившемуся к нему грузоотправителю. Во-вторых, государство в этом случае получит рычаг регулирования и вагонной составляющей.

Я отдаю себе отчет в том, что призываю к таким вещам, которым будут сопротивляться очень многие заинтересованные лица вокруг РЖД. О том, какие силы будут сопротивляться, свидетельствует как раз пример с «ЭРДЕРТом». Мы попросили помочь самого г-на Шалашнева. Он взялся, при мне распорядился выделить «ЭРДЕРТу» 20 вагонов из инвентарного парка РЖД. Ну, казалось бы, на этом можно успокоиться: распорядился сам заместитель начальника Северной железной дороги. Однако через некоторое время поступает сигнал: доски не грузятся. Что такое? Оказывается, поступил жесткий запрет по линии РЖД. О том, кто автор этого запрета, можно только догадываться…

Валерий ЧЕРНИЦЫН, «Красное знамя» (печатается с сокращениями)

Распечатать

← вернуться к списку



Лесникам закон написан Лесникам закон написан

Минприроды отчиталось за выполнение президентских поручений в лесном комплексе

На белую зависть На белую зависть

В Поморье вырастят древесину, «интересную» бизнесу

"Дали регионам кусок пирога"

Повышающий коэффициент сдобрят отменой лицензирования



Татьяна Курлович Татьяна Курлович

Плантационное выращивание ягод – долгосрочные проекты, которые дивидендов быстро не принесут.

Константин АБАШЕВ Константин АБАШЕВ

Авиабаза – это своя специфика, своя наработанная технология

Юрий Гагарин Юрий Гагарин

Подходить к России с ее огромной территорией с каким-то одним рецептом по меньшей мере не разумно

Тупики интенсификации Тупики интенсификации

Когда от слов отрасль перейдет к делу?

Полная чаща Полная чаща

Опубликован проект ежегодного доклада о состоянии и использовании лесов России за 2012 год

Зеленый свет в конце туннеля Зеленый свет в конце туннеля

Что выгоднее – рубить или сохранить?

Научный подход Научный подход

Специалисты ВНИИЛМа подскажут, как растить лес на месте сплошных рубок «с учетом природы»

Рак на горе Рак на горе

Кедр избавят от опасного «соседа»

Шумы Мульты Шумы Мульты

Уникальная река покажет все красоты Алтая

Приоритетный хуже нового? Приоритетный хуже нового?

В Башкирии делят лес между инвесторами

"Белый медведь" жив?

«Инвестлеспром» – в ожидании смены собственника

От Москвы и до окраин От Москвы и до окраин

Столица может стать примером для всей России в сфере «зеленой экономики»

Жертвы Жертвы "собственных нужд"

В Горном Алтае полиция ищет преступников, убивающих кедры ради орехов

Врубились по-черному Врубились по-черному

Полиция каждую неделю выявляет новые случаи незаконной заготовки древесины в Сибири и на Дальнем Востоке

Чью голову посыплют пеплом Чью голову посыплют пеплом

В Австралии ищут виновных в лесных пожарах

Школа с видом на лесничество Школа с видом на лесничество

Почему «курилки» в лесу – страшнее волков

Без чудес спасают лес Без чудес спасают лес

Что такое буссоль и как командовать на пожаре – узнали школьники в «Пермских медведях»

Молодежь - как саженцы Молодежь - как саженцы

Какие специалисты нужны современному работодателю?

Евгений Торцев: «Многое бы сделал по-другому» Евгений Торцев: «Многое бы сделал по-другому»

Ветеран лесного хозяйства снова отдал бы жизнь отрасли, но прожил бы ее иначе

Отцы и дети Отцы и дети

Охрана лесов стала делом жизни династии Куфаревых

Полвека в тайге Полвека в тайге

Духов задобрили кумысом и лепешками в честь юбилея лесоустроителей Якутии






© Российские лесные вести, 2010-2012



Редакция | Для СМИ | Подшивка новостей | Реклама | Eng


Создание и поддержка сайта -

При полном или частичном копировании материалов ссылка на оригинал обязательна! Копирование материалов без указания ссылки на источник запрещено!