16+
RSS RSS  13 Июля 2016, 09:05

Актуально
В Дивногорске проходит XXII краевой слет школьных лесничеств В Дивногорске проходит XXII краевой слет школьных лесничеств

В Дивногорском лесхоз-техникуме проходит слет школьных лесничеств. В нем принимают участие около 130 юных лесоводов из 41 района Красноярского края.

Абитуриенту-2015 Абитуриенту-2015

Уважаемые читатели сайта, в выпуске газеты "Российские лесные вести" от 23 июня этого года собран уникальный материал об истории создания лесных учебных заведений России

Совет Федерации одобрил изменения в Лесной кодекс РФ Совет Федерации одобрил изменения в Лесной кодекс РФ

На заседании Совета Федерации одобрено внесение изменений в Лесной кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования регулирования лесных отношений.






Куда катятся вагоны
зима 2011 года - станция Карабула забита составами с древесной 08.08.2011, 19:37

Куда катятся вагоны


18 лесных регионов надеются, что с премьер-министром им «повезет»

29 июля представители лесопромышленных союзов и ассоциаций из 18 лесных регионов России собрались в Красноярске на совет, что делать и как жить дальше. Вопрос, действительно, не то что встал ребром, а взял за горло практически все лесное бизнес-сообщество, поставив лесорубов и лесообработчиков  на край разорения и гибели. Предприятия лесной отрасли оказались в транспортной блокаде,  умышленно или по скудоумию организованной железнодорожными перевозчиками.

Неприятностей лесопромышленники ждали давно, с тех пор, как лет восемь назад начались реформы в РЖД. В результате преобразований РЖД оставили себе путевое хозяйство и локомотивы, а три четверти грузовых вагонов были переданы в частные руки. Вскоре образовалось несколько крупных транспортных компаний, в основном предназначенных для перевозки нефти, руды и удобрений, и еще примерно 2 тысячи мелких частных перевозчиков.

Пока РЖД  за счет оставленного у себя парка вагонов худо-бедно обеспечивало лесников вагонами, те, стиснув зубы и матерясь по поводу регулируемых, то есть год от года растущих тарифов, терпели. Но ситуация стала переходить в фазу нестерпимой, когда в 2007 году из собственного подвижного состава РЖД создали  сперва «Первую грузовую компанию» (ОАО «ПГК»), а в прошлом году и «Вторую грузовую компанию» (ОАО «ВГК»). Таким образом они просто умыли руки, переложив на них перевозки всех низкостоимостных грузов, в том числе леса и угля, на которых много не заработаешь.

Хотя нет, заработать можно, если воспользоваться так называемой «вагонной составляющей», то есть разрешенной добавкой к тарифу, установленному прейскурантом 10-01. Но это, уверяли реформаторы из РЖД, в среднем всего на 15-20 процентов увеличит стоимость перевозок. Действительно, сущие мелочи, по сравнению с тем, что приходится доплачивать «сверху» отправителям лесных грузов с многочисленных тупиков и станций, откуда иных путей, кроме пары рельсов, проложенных еще при царе, больше нет. Однако именно эта составляющая стала, по всей видимости, толчком к наступившему вскоре коллапсу.

– Нам просто нет смысла вывозить заготовленную древесину с нижнего склада, – рассказывает генеральный директор ОАО «Рассвет-Лес» из Красноярского края Леонид Бирюков. –  За каждый вагон  какая-то  компашка просит помимо гостарифа  заплатить им от 60 до 90 тысяч рублей. В итоге стоимость перевозки возрастает у нас в 2-2,5 раза, и, доставив древесину потребителю, мы несем убытки в сотни рублей на каждом кубометре. Так что те 40 тысяч кубов кругляка, пятая часть годового объема заготовок, на продажу которого очень рассчитывали,  нам проще сжечь, чем ждать, когда сам сгниет или будет съеден короедами. А тем временем на соседней станции Ачинск пути забиты порожняком. Выход единственный и, видимо, неизбежный – предприятие закрывать,  а четыре сотни рабочих и специалистов выгонять на улицу.

Но даже в таких кабальных условиях лесники не уверены, что получат вожделенный подвижной состав.

– У нас с неразберихой на железной дороге столкнулись  еще в прошлом году, – продолжает  Василий Зырянов,  исполнительный директор Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров Иркутской области. – В пределах области от Иркутска до Тайшета грузовые составы  шли по 10-15 суток. Появилось неслыханное с гражданской войны понятие – брошенные поезда. До 30 составов стояли неделями на станциях, и никто не мог объяснить, откуда они и куда едут. Все наши просьбы и требования к руководству грузовых компаний  выделить вагоны под погрузку натыкались  на многозначительный кивок наверх, мол, все решает Москва, а мы лишь пешки, исполнители.  Губернатор области  пытался вмешаться – толку ноль. Говорили,  рынок, конкуренция все приведет в норму. Но какая конкуренция может быть на одной паре рельсов? Наше крупнейшее предприятие, Усть-Илимский ЛПК,  уже снизило объемы лесопиления с 500 до 300 тысяч кубометров, выбрав тактику: вагоны есть  – пилят,  нет вагонов – стоят, склад готовой продукции ведь не резиновый.

Если в течение месяца ситуация не изменится, придется  останавливать предприятия, считает Василий Зырянов. Одним пилить нечего  – не доставлено  сырье,  другим отправить кругляк невозможно,  а третьим доставить  потребителю пиломатериал нет никакой возможности. А вагоны тем временем стоят порожние, или, как в Карабуле Красноярского края, нагруженные лесом составы заполнили все пути и растащить их нет возможности – один маневровый тепловоз обслуживает одновременно несколько станций. По всем приметам,  на железной дороге воцарился хаос. Хотя, проводя реформы, руководство РЖД гарантировало, что никаких ухудшений не произойдет.

Разобраться с ситуацией попытался Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров России,  проведя  6 июля в Москве совещание по крайне обострившейся проблеме перевозок по железной дороге. Там из уст представителя Минпромторга РФ пришлось услышать далеко не радостные цифры о ежегодном падении объемов перевозок по рельсам не только лесных грузов, о губительности железнодорожных тарифов  для  любой инициативы  передать низкотоварную древесину предприятиям с комплексной переработкой сырья. А ситуация не улучшается, и то, что хоть половина заявок на вагоны удовлетворяется – уже хорошо. Лучше не будет.

Не прошло и месяца, как прогноз министерства  оправдался, стало не то что хуже, а просто невыносимо. И вот  по инициативе Владимира Бондаренко и Олега Дзидзоева, президентов союзов лесопромышленников соответственно Республики Коми и Красноярского края, удрученные представители лесного бизнес-сообщества  вновь собрались послушать друг друга и что-то предпринять.  Приятного и обнадеживающего услышать не удалось.

Дальний Восток теряет рынок сбыта. Да, Россия – лесная держава, но далеко не единственная на земле, имеющая излишек древесины.  Если продолжатся срывы поставок леса в Корею, Китай и Японию,  то эти страны-импортеры легко найдут и уже находят нам замену в Канаде и даже в Новой Зеландии.

Томичи добавили,  что из-за транспортных проблем сорваны с таким трудом выигранные тендеры по строительным контрактам с Дальним Востоком. Такое ощущение, что страна просто расползается без единственного скрепа – железки, протянувшейся через всю Россию.  В Кемеровской области попытались хотя бы внутренние перевозки древесины  переложить на автотранспорт, в надежде переждать беспредел,  но тут же предприимчивые люди стали растаскивать остывшие без работы  рельсы на металлолом.

И вообще, горько шутили эти серьезные люди, коли нет вагонов, пора катить бревна в Москву по пока еще не приватизированным рельсам.

Как к высшей  инстанции и последней надежде  лесопромышленники обратились с письмом к Председателю правительства Владимиру Путину, в котором кроме преамбулы всего три пункта:

1. Рассмотреть вопрос о состоянии перевозок грузов железнодорожным транспортом в условиях продолжающейся реформы на специальном заседании Правительства Российской Федерации.
2. Принять нормативные акты, позволяющие возложить на дочерние предприятия ОАО «РЖД» – ОАО «ПГК» и ОАО «ВГК» – обязанности публичных операторов подвижного состава по предоставлению универсальных грузовых вагонов: полувагонов, крытых вагонов и универсальных платформ.
3. Утвердить временный прейскурант стоимости услуг ОАО «ПГК» и ОАО «ВГК»  по предоставлению универсальных грузовых вагонов.

Геннадий МИРОНОВ, Красноярский край

Распечатать

← вернуться к списку



Природные дали Природные дали

В России до конца этого года может быть принята Стратегия экологической безопасности

Эффект роста Эффект роста

В России внедрят модель интенсивного лесопользования

Время для новых решений Время для новых решений

Для повышения эффективности охраны лесов от огня Рослесхоз предлагает принять ряд серьезных управленческих решений



Сергей Жвачкин Сергей Жвачкин

«Зелёное золото» региона

Владимир Заболоцкий Владимир Заболоцкий

Путь к успеху

Елена Вавилова Елена Вавилова

Лесная отрасль Красноярского края: перспективы развития

Экспорт по правилам Экспорт по правилам

Технологию маркировки древесины ценных лесных пород и заполнение декларации о сделках с древесиной уточняют на практике

Лесоустройство под заказ Лесоустройство под заказ

Почему столь важная для ведения хозяйства работа идет туго?

Молодняк оказался в плюсе Молодняк оказался в плюсе

Будет ли государство стимулировать арендаторов для полноценного воспроизводства лесов?

Живой памятник героям Живой памятник героям

В честь воинов, павших в Великой Отечественной войне, в Москве высадили березы

«Лес Победы»: влиять на будущее может каждый «Лес Победы»: влиять на будущее может каждый

Жители Поморья посадили свыше 80 тыс. деревьев и кустарников

Вспомнят и через столетия Вспомнят и через столетия

В Республике Алтай высаживают свой «Лес Победы»

Надежная крыша Надежная крыша

Россияне все больше предпочитают деревянные дома, а не квартиры в высотках

Особенная стройка Особенная стройка

Турецкая компания вложит $200 млн в создание деревообрабатывающего производства в Калужской области

Сажаем клюкву Сажаем клюкву

Первая лесная ягодная плантация появится в Архангельской области

Самые первые прыжки Самые первые прыжки

Воздушные тренировки федеральной Авиалесоохраны прошли в Московской области

Лесные биометоды: антагонисты против интервентов Лесные биометоды: антагонисты против интервентов

Несмотря на серьезные трудности, российские ученые работают над возрождением и совершенствованием эффективных методик борьбы с насекомыми-вредителями

На грани катастрофы На грани катастрофы

Российские леса рискуют оказаться беззащитными перед вредителями

Хоть полмира обойдешь, а такого не найдешь Хоть полмира обойдешь, а такого не найдешь

Финал XII Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» прошел в Тверской области

Школьные лесничества: от Северного Ярцево до Южного Ермаковского Школьные лесничества: от Северного Ярцево до Южного Ермаковского

В Красноярском крае взят курс на развитие движения школьных лесничеств

Авиалесоохрана – крупным планом Авиалесоохрана – крупным планом

В Воронеже открылась выставка фотографий «Человек и стихия. Воздушные пожарные Авиалесоохраны»

Свою работу надо любить и знать Свою работу надо любить и знать

Старший инструктор ПДПС ФБУ «Авиалесоохрана» Владимир Антипин, победитель Всероссийского фестиваля «Созвездие мужества», рассказал о работе воздушных пожарных в Забайкальском крае:

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

25 июня 2015 года, в возрасте 83 лет скончался Александр Григорьевич Малюгин. Он отдал всю свою жизнь службе русскому лесу.

90 лет и два месяца 90 лет и два месяца

Такой долгий век был отмерян этому удивительному человеку

Абитуриенту-2015 Абитуриенту-2015

Эти вузы задают уровень качества образования в отрасли






© Российские лесные вести, 2010 - 2014



Редакция | Для СМИ | Подшивка новостей | Реклама | Eng


Создание и поддержка сайта -

При полном или частичном копировании материалов ссылка на оригинал обязательна! Копирование материалов без указания ссылки на источник запрещено!