16+
RSS RSS  09 Августа 2016, 16:24

Актуально
В Дивногорске проходит XXII краевой слет школьных лесничеств В Дивногорске проходит XXII краевой слет школьных лесничеств

В Дивногорском лесхоз-техникуме проходит слет школьных лесничеств. В нем принимают участие около 130 юных лесоводов из 41 района Красноярского края.

Абитуриенту-2015 Абитуриенту-2015

Уважаемые читатели сайта, в выпуске газеты "Российские лесные вести" от 23 июня этого года собран уникальный материал об истории создания лесных учебных заведений России

Совет Федерации одобрил изменения в Лесной кодекс РФ Совет Федерации одобрил изменения в Лесной кодекс РФ

На заседании Совета Федерации одобрено внесение изменений в Лесной кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования регулирования лесных отношений.






Винтокрылые машины на страже российских лесов
Производственный спуск с вертолета 20.03.2015, 11:35

Винтокрылые машины на страже российских лесов


Специалисты ФБУ «Авиалесоохрана» рассказывают об использовании вертолетов на лесных пожарах

…Эта история случилась более двадцати лет назад в Бодайбинском районе Иркутской области. Вечерело. Парашютисты-пожарные уже закончили работу на кромке и неспешно спускались по склону горы к табору. Внезапно – никто так и не понял, откуда – в долине появилось высокое пламя, в небо повалил густой дым. Долина была покрыта кедровым стлаником и беломошником, горючими, как порох. Воды для тушения поблизости не было. Группа вызвала по рации вертолет, который как раз должен был пролетать мимо. «Я минут через двадцать прилечу», – отозвался пилот. «Через двадцать минут уже спасать будет некого!» – прокричал инструктор. И вот в небе появился долгожданный Ми-8. «Мы первый раз в жизни видели, как вертолет буквально падал на площадку – с разворотом, – вспоминает парашютист-пожарный ФБУ «Авиалесоохрана» Валерий Лобанов. – Командир был настоящий ас. Заскочили мы внутрь, закинули только те вещи, которые были у нас в руках, остальное сгорело. Когда взлетали, вертолет уже практически винтами пламя гонял…» Так с риском для жизни экипаж Ми-8 спас целую группу пожарных Авиалесоохраны.

Тушение леса – нелегкая и опасная задача сама по себе. Но до тех пор, пока в Авиалесоохране не начали активно использовать вертолеты (произошло это в 1956 году), воздушным пожарным приходилось еще труднее, чем сейчас. Если доставка к пожару на самолете занимала всего час-другой, то возвращение домой после тушения длилось сутками, а иногда – неделями. Приходилось пробираться к дорогам и населенным пунктам по густому лесу, нести на себе парашюты и тяжелое оборудование, ловить попутки, а иногда и строить плоты, чтобы сплавляться к ближайшему жилью по реке.

В вышедшем в 1964 году романе Владимира Чивилихина «Елки-моталки», посвященном Авиалесоохране, описан вполне реальный случай, связанный с возвращением группы в те времена, когда вертолеты еще не были распространены. «Затушили мы тогда пожар в верховьях Лены. Дождик еще помог. Стали выходить. А как? Вертолеты тогда только-только начинались, и нам их еще не давали. Долго пропадали, потому что там такое отбойное место: ни дорог, ни деревень. Горы! И жевать уже нечего. Один способ – плотами.

А река бешеная: заломы, шиверы да прижимы. И вот к вечеру, помню, по берегам каменные стены пошли, а нас несет. Пристать некуда совсем. Прет! Лаптем не затормозишь. Темнеть начало, а нас пуще разгоняет. Что делать? На смерть не поплывешь. Родион-то рисковей других… Взял он стропы связанные да в излучину одну сиганул. Слышим крик сильный, раздирающий. Мы туда-сюда на плоту, а Родьку сковырнуло, потащило по воде, по камням. Он уж и так и этак, да где там! Мочалит парня. А бросить трос он не может – крышка всем! И ему тоже, одному-то, оставаться там невозможно. Не знаю, как он уж зачалился, намотал стропы на встречный куст. Остановил нас, да только руку себе попортил. Два пальца вывихнуло, а один совсем переломило...»

«Сегодня мы не мыслим свою работу без использования вертолетов, – говорит Владимир Дробаха, главный специалист летно-производственной службы ФБУ «Авиалесоохрана». – Когда я пришел на работу в Ванаварское отделение, мне рассказывали, как сложно было работать до появления винтокрылых машин. Вертолеты дали возможность не только быстро вывозить парашютистов-пожарных из тайги, но и своевременно доставлять туда рабочих, средства пожаротушения и продукты питания.

Помню, как в первый год моей работы мы тушили пожар неподалеку от мест падения Тунгусского метеорита, в странном лесу, где повсюду лежали поваленные в одну и ту же сторону мертвые стволы, поросшие мхом. Случилась нелетная погода, продукты, рассчитанные на три дня, практически закончились. Хорошо, что в группе были десантники-пожарные из Эвенкии. Они знали тайгу как свои пять пальцев, собирали ягоды и грибы, иногда добывали дичь. Но еды все равно не хватало, и мы ждали вертолета буквально как манны небесной. Как же мы были счастливы, когда наконец к нам прилетела долгожданная помощь!

Во времена моей молодости в Авиалесоохране чаще всего использовались вертолеты Ми-1, это была очень надежная и хорошая машина. Но конечно, техника не стоит на месте, современные вертолеты гораздо маневреннее, у них больше грузоподъемность, и рядом с ними «старичок» Ми-1 выглядит как древний «запорожец» рядом с «мерседесом». За годы существования нашей организации в ней применялись едва ли не все модели вертолетов, появлявшиеся в СССР, а затем и в России. И не только Ми-1, но и Ми-2, Ми-4, Ка-26, Ми-8. Наиболее распространенными были вертолеты Ми-2, Ми-4, Ми-6 и, конечно же, широко распространенный в настоящий момент вертолет Ми-8. Иногда – лесопожарные модификации вертолетов Ми-4П и Ми-4ВП».

Старейший сотрудник ФБУ «Авиалесоохрана» Николай Фролов вспоминает: «Сначала вертолеты служили преимущественно для таксации леса, авиапатрулирования, а также для доставки людей. Посадка осуществлялась на заранее выбранные площадки. Но уже в 1960 году по рацпредложению заместителя начальника Центральной авиабазы Михаила Червонного и старшего инспектора летно-производственной службы Ивана Прошкина было разработано специальное спусковое устройство барабанного типа (СУ-Б) для спуска людей и грузов с висящего вертолета на высоте до 40 метров. Благодаря этому появилась возможность высаживать десантников-пожарных из вертолета при зависании вертолета на высоте до 40 метров. Затем шла доводка оборудования и его испытания, проводившиеся ЛенНИИЛХ совместно с Центральной авиабазой. И лишь в начале семидесятых начались производственные спуски на тушение лесных пожаров.

В 1978 году по рацпредложению инженера производственно-технической лаборатории Центральной авиабазы Николая Пушкарева было разработано и испытано новое, более безопасное в использовании устройство роликового типа – СУ-Р. Мне довелось участвовать в его испытаниях. В устройстве СУ-Б использовалось устройство барабанного типа, лента его выдерживала не более 700 кг. Порой при высокой скорости спуска и резком торможении, проходя через клин, лента оплавлялась и рвалась. Новое спусковое устройство было более надежным и выдерживало не меньше тонны. Спуски стали гораздо безопаснее».

Сейчас и парашютисты-пожарные, и десантники-пожарные обучены спускам на СУ-Р, что существенно повышает производительность их работы и скорость реагирования. Только в 2014 году десантниками-пожарными ФБУ «Авиалесоохрана» при тушении лесных пожаров было осуществлено 7 353 спуска.

Вертолеты различных модификаций используются Авиалесоохраной и для тушения пожаров с воздуха. Тушение в этом случае осуществляется строго при координации с наземными группами. Слив воды производится с помощью специальных устройств (ВСУ).

Первые водосливные устройства для вертолета Ми-8 были металлическими и вмещали всего два куба воды. Затем у начальника производственно-технической лаборатории Центральной авиабазы Петра Пряхина и главного конструктора ООО «НПК Техносфера» Александра Судакова появилась мысль о создании более компактного ВСУ-5А. Емкость вмещала от 2,5 до 5 тонн воды, она была создана из эластичного гибкого материала и капрона и в сложенном виде легко транспортировалась в фюзеляже вертолета Ми-8. Бортмеханик и летнаб при необходимости могли оказать группе помощь в тушении, даже если такая задача возникала неожиданно. Для повышения эффективности использования ВСУ-5А была разработана система дозированной подачи пенообразователя. Теперь летчику-наблюдателю оставалось только выставить необходимые параметры, и нужная доза пенообразователя выливалась в емкость с водой. Для вертолета Ми-8 специально были разработаны мягкие емкости П-1.00, которые применялись для доставки на пожар воды на внешней подвеске, затем они были улучшены и получили название П-1.00М. Сейчас гибкие емкости применяются повсеместно по всей России.

…Историй о том, как вертолет вовремя доставил группу на пожар и тем самым помог защитить населенный пункт; как экипаж в сложнейших погодных условиях завез на табор продовольствие; в кратчайшие сроки осуществил важную с тактической точки зрения переброску, каждый из сотрудников ФБУ «Авиалесоохрана» может рассказать множество. Конечно, парашютные прыжки осуществляются с самолетов. Но без винтокрылых машин нельзя быстро доставить людей на пожар или перебросить их с одной кромки пожара на другую, подвезти оборудование и продовольствие, забрать группу после выполнения задания. Вертолеты и Авиалесоохрана – сегодня понятия неразделимые.

Пресс-служба ФБУ «Авиалесоохрана»,
фото А. Баскаковой и из архива Авиалесоохраны

Распечатать

← вернуться к списку



Природные дали Природные дали

В России до конца этого года может быть принята Стратегия экологической безопасности

Эффект роста Эффект роста

В России внедрят модель интенсивного лесопользования

Время для новых решений Время для новых решений

Для повышения эффективности охраны лесов от огня Рослесхоз предлагает принять ряд серьезных управленческих решений



Сергей Жвачкин Сергей Жвачкин

«Зелёное золото» региона

Владимир Заболоцкий Владимир Заболоцкий

Путь к успеху

Елена Вавилова Елена Вавилова

Лесная отрасль Красноярского края: перспективы развития

Экспорт по правилам Экспорт по правилам

Технологию маркировки древесины ценных лесных пород и заполнение декларации о сделках с древесиной уточняют на практике

Лесоустройство под заказ Лесоустройство под заказ

Почему столь важная для ведения хозяйства работа идет туго?

Молодняк оказался в плюсе Молодняк оказался в плюсе

Будет ли государство стимулировать арендаторов для полноценного воспроизводства лесов?

Живой памятник героям Живой памятник героям

В честь воинов, павших в Великой Отечественной войне, в Москве высадили березы

«Лес Победы»: влиять на будущее может каждый «Лес Победы»: влиять на будущее может каждый

Жители Поморья посадили свыше 80 тыс. деревьев и кустарников

Вспомнят и через столетия Вспомнят и через столетия

В Республике Алтай высаживают свой «Лес Победы»

Надежная крыша Надежная крыша

Россияне все больше предпочитают деревянные дома, а не квартиры в высотках

Особенная стройка Особенная стройка

Турецкая компания вложит $200 млн в создание деревообрабатывающего производства в Калужской области

Сажаем клюкву Сажаем клюкву

Первая лесная ягодная плантация появится в Архангельской области

Самые первые прыжки Самые первые прыжки

Воздушные тренировки федеральной Авиалесоохраны прошли в Московской области

Лесные биометоды: антагонисты против интервентов Лесные биометоды: антагонисты против интервентов

Несмотря на серьезные трудности, российские ученые работают над возрождением и совершенствованием эффективных методик борьбы с насекомыми-вредителями

На грани катастрофы На грани катастрофы

Российские леса рискуют оказаться беззащитными перед вредителями

Хоть полмира обойдешь, а такого не найдешь Хоть полмира обойдешь, а такого не найдешь

Финал XII Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» прошел в Тверской области

Школьные лесничества: от Северного Ярцево до Южного Ермаковского Школьные лесничества: от Северного Ярцево до Южного Ермаковского

В Красноярском крае взят курс на развитие движения школьных лесничеств

Авиалесоохрана – крупным планом Авиалесоохрана – крупным планом

В Воронеже открылась выставка фотографий «Человек и стихия. Воздушные пожарные Авиалесоохраны»

Свою работу надо любить и знать Свою работу надо любить и знать

Старший инструктор ПДПС ФБУ «Авиалесоохрана» Владимир Антипин, победитель Всероссийского фестиваля «Созвездие мужества», рассказал о работе воздушных пожарных в Забайкальском крае:

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

25 июня 2015 года, в возрасте 83 лет скончался Александр Григорьевич Малюгин. Он отдал всю свою жизнь службе русскому лесу.

90 лет и два месяца 90 лет и два месяца

Такой долгий век был отмерян этому удивительному человеку

Абитуриенту-2015 Абитуриенту-2015

Эти вузы задают уровень качества образования в отрасли






© Российские лесные вести, 2010 - 2014



Редакция | Для СМИ | Подшивка новостей | Реклама | Eng


Создание и поддержка сайта -

При полном или частичном копировании материалов ссылка на оригинал обязательна! Копирование материалов без указания ссылки на источник запрещено!