16+
RSS RSS  28 Марта 2016, 23:57

Актуально
В Дивногорске проходит XXII краевой слет школьных лесничеств В Дивногорске проходит XXII краевой слет школьных лесничеств

В Дивногорском лесхоз-техникуме проходит слет школьных лесничеств. В нем принимают участие около 130 юных лесоводов из 41 района Красноярского края.

Абитуриенту-2015 Абитуриенту-2015

Уважаемые читатели сайта, в выпуске газеты "Российские лесные вести" от 23 июня этого года собран уникальный материал об истории создания лесных учебных заведений России

Совет Федерации одобрил изменения в Лесной кодекс РФ Совет Федерации одобрил изменения в Лесной кодекс РФ

На заседании Совета Федерации одобрено внесение изменений в Лесной кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования регулирования лесных отношений.






Николай Петрунин
Николай Петрунин уверен, что лесное хозяйство - сверхприбыльная отрасль 23.06.2014, 12:18

Решение современных проблем лесного комплекса – это и идеология, и политика, и экономика


Николай Петрунин

Решение современных проблем лесного комплекса – это и идеология, и политика, и экономика – единый клубок

Повышение экономической эффективности лесного комплекса России сегодня стало одним из важнейших вопросов развития отрасли. В этом направлении за последние два года были приняты серьезные меры: утверждены Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в стране до 2030 года, внесены изменения в Лесной кодекс, принята государственная программа «Развитие лесного хозяйства» на 2013–2020 годы. О том, как реализуются эти программные меры, рассказал генеральный директор Научно-исследовательского и аналитического центра экономики леса и природопользования Николай Петрунин.


– Николай Алексеевич, в последнее время мы часто слышим о низкой эффективности и даже убыточности отечественного лесного комплекса и необходимости повышения его экономической отдачи. Неужели доходы государства от использования лесных ресурсов так малы?

– Для меня применение к лесной отрасли страны слова «убыточность» звучит довольно странно, хотя вы абсолютно правы, об этом говорят все и везде. И доводы при этом приводятся вроде бы убедительные: лесное хозяйство получает на свое существование из бюджета России 30 миллиардов рублей, а дает в него всего лишь 24. Однако, с моей точки зрения, оценивать его доходность только по сумме платежей, поступающих от использования лесов, не верно. Так не оценивается ни одна отрасль нашей страны.

Мы должны оценивать лесную отрасль страны как совокупность лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса России. Они взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. А если это так, то по самым скромным экспертным подсчетам государство получает от отрасли в виде налоговых, таможенных и прочих платежей во внебюджетные государственные фонды от 125 до 150 миллиардов рублей ежегодно. Эти суммы с лихвой покрывают расходы на лесное хозяйство, а также различные суммы субсидий, дотаций – на ЛПК. Лесное хозяйство России исторически было высокодоходным, полностью обеспечивая не только свое содержание, но и содержание других отраслей. С учетом такой комплексной оценки доходности лесной отрасли надо принимать решения в части финансового обеспечения ее дальнейшего развития.

– Если отрасль располагает существенными внутренними ресурсами, нужна ли вообще финансовая поддержка со стороны государства?

– Финансовые вложения в отрасль необходимы. Важно понимать, какой объем средств необходим и на что. В государственной программе развития лесного хозяйства на 2013-2020 годы такие цели, задачи и основные направления среди которых охрана, защита, воспроизводство и использование лесов, ресурсное, кадровое и научно-техническое обеспечение, определены. Создана система оценки качества и эффективности выполнения госпрограммы. Одним словом, государство расставило приоритеты. И это не случайно.

В последнее время государство взяло курс на финансирование конечного результата деятельности каждой отрасли. То есть, средства выделяются на выполнение конкретных работ и услуг, направленных на достижение конкретных показателей. А это очень хороший способ научить людей работать качественно, грамотно и эффективно. С этой точки зрения государственная программа развития лесного хозяйства России до 2020 года, безусловно, очень хороший документ на перспективу.

На 2013 год программой было предусмотрено 29,6 миллиарда рублей. Из этих средств на реализацию подпрограммы «Охрана и защита лесов» выделено 8,5 миллиарда рублей, на подпрограмму «Обеспечение использования лесов», предусматривающую проведение лесоустройства и формирование государственного лесного реестра, планирование рационального использования лесов, осуществление лесного надзора и других мероприятий, – почти 8,6 миллиарда рублей. На финансирование подпрограммы «Воспроизводство лесов» в 2013 году было предусмотрено 2,8 миллиарда рублей. Остальные средства – 9,8 миллиарда рублей – выделены на подпрограмму «Обеспечение реализации госпрограммы», то есть на осуществление государственной политики и правового регулирования в лесной отрасли, увеличение численности инспекторов лесной охраны, повышение квалификации специалистов лесного хозяйства, научно-аналитическое обеспечение отрасли и стратегическое планирование.

– Это федеральный бюджет, а другие источники финансирования?

– Помимо 30 миллиардов рублей из федерального бюджета в 2013 году более 13 миллиардов рублей выделили регионы, более 16 миллиардов рублей направили на финансирование лесохозяйственных мероприятий арендаторы лесных участков и порядка 7 миллиардов – прочие источники. В совокупности получается порядка 66 миллиардов рублей.

В последующие годы госпрограммой предусмотрены примерно те же объемы финансирования отрасли из федерального бюджета. Причем с каждым годом они будут понемногу увеличиваться и в 2020 году составят 35,4 миллиарда рублей. Что касается финансирования региональных бюджетов, то, как показывает практика, оно не отличается устойчивой динамикой. Так, например, в 2013 году на осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов из средств областных бюджетов планировалось направить 7,6 миллиарда рублей, фактически же направлено 6 миллиардов. То есть, субъекты России корректируют свои расходные обязательства в зависимости от наполняемости бюджета и социальной значимости решаемых на данном этапе задач.

– В целом сумма существенная.

– Сумма вроде бы достаточная и звучит! Но этих денег явно недостаточно. Почему? Потому что любая работа должна приводить к определенному результату, который можно обеспечить только при строжайшем соблюдении не только технологических процессов выполнения той или иной работы, но и ряда других, например, по обеспечению охраны труда и техники безопасности. И вот когда начинаешь анализировать и сопоставлять все эти нюансы, то приходишь к выводу, что сумма финансового обеспечения переданных полномочий в сфере лесных отношений, в том числе и по государственной программе, оказывается в два, два с половиной раза меньше существующей нормативной потребности.

И еще один момент. Мы считаемся великой лесной державой. В таком случае мы также должны придерживаться тех стандартов и правил, которые применяют другие лесные державы мира и к финансированию лесного хозяйства. Например, США, лесная площадь которых во много раз меньше, чем в России, ежегодно направляют в отрасль почти по 5 миллиардов долларов (или для удобства сравнения – более 155,7 миллиарда рублей), то есть на 1 га леса в 59 раз больше, чем у нас. Финляндия на 1 га леса расходует в 90 раз больше, чем Россия.

– Но ведь наверняка больше, чем 30 миллиардов рублей в год, лесному хозяйству не дадут.

– Возможно. Но мне кажется, что мы экономим не там, где нужно. Мы постоянно говорим о повышении эффективности лесного хозяйства и уровня использования лесов. А это значит, что необходимо поставить на качественно новый уровень вопросы лесовосстановления, лесоустройства, создания необходимой лесной транспортной инфраструктуры. К примеру, Китайская Народная Республика только в 2013 году выделила на лесовосстановление 34 миллиарда долларов, а Россия – 61,8 миллиона, то есть в 550 раз меньше!

Возьмем лесные дороги. В Финляндии на 1 тысячу гектаров лесного фонда приходится 90 километров дорог, в США – 10 километров, а у нас – всего лишь 1,4 километра. В результате из-за этого в России ежегодно не заготавливается по 200 миллионов кубометров древесины. Давайте умножим эти объемы на 54 рубля – такова средняя сложившаяся ставка арендной платы за кубометр – и получим сумму, которую недополучают федеральный и региональный бюджеты. Цифра получится внушительная.

В марте этого года был принят федеральный закон, который установил, что работы по охране, защите и воспроизводству лесов будут осуществлять специализированные бюджетные либо автономные учреждения на основе госзаданий. Такой подход можно только приветствовать. В отрасли должны работать профессионалы. Но эти специализированные учреждения должны иметь хорошую материально-техническую базу. На это нужны средства. А их просто нет.

Еще один вопрос – контроль за использованием лесов. В рамках поручения президента России по итогам апрельского заседания Госсовета по лесопромышленному комплексу было сказано, что федеральный государственный контроль и надзор должен быть выведен на качественно новый уровень. На сегодняшний день Минприроды России и Рослесхоз предпринимают все для того, чтобы это поручение выполнить. Но в этом случае по самым скромным подсчетам необходимо увеличить численность инспекторского состава почти в два раза – с 19 до 37 тысяч человек. Значит, и затраты на обеспечение деятельности органов исполнительной власти и лесничеств должны быть увеличены практически в два раза.

– Можно еще привлекать внебюджетные источники финансирования и средства лесного бизнеса.

– Согласен. Но средства лесного бизнеса привлечь не так-то просто. Это возможно сделать в рамках частно-государственного партнерства. На моей памяти эти слова, наверное, звучат уже лет пять, если не больше, на любом форуме, совещании, конференции. Но сегодня в целом можно говорить только о поиске подходов к формированию таких отношений.

В лесном хозяйстве примеры частно-государственного партнерства вроде бы есть. Например, аренда участков лесного фонда. Государство предоставляет участки, гарантируя арендатору количественные и качественные характеристики ресурсов, стоимость арендной платы, а арендатор – полное освоение лесного фонда, выполнение комплекса работ по охране, защите и воспроизводству лесов на арендованном участке, решение иных социально-экономических задач и т.д. При этом институт аренды развивается не первый год. Но мы видим, насколько этот механизм на сегодняшний день несовершенен. Речь идет не только об огромном количестве излишних административных процедур и наличии коррупционных рисков, об отсутствии гибкой системы ценообразования на лесной ресурс, но и об отсутствии стимулирования арендаторов лесных участков со стороны государства.

Есть и другая проблема. Частный лесной бизнес готов предоставить деньги на лесоустройство, и на строительство лесных дорог, и на решение кадровых проблем. Но он должен понимать, на каких условиях. К сожалению, вот этого понятия пока на сегодняшний день нет. Нужен закон о частно-государственном партнерстве. Есть определенные его наработки, но слишком уж долог путь согласования и достижения взаимопонимания различных ведомств.

– В этом контексте нельзя ли говорить о лесных кластерах? В чем смысл этой идеи применительно к лесному комплексу?

– О лесных кластерах надо не только говорить, а принимать все меры, чтобы они были. Многие проблемы отрасль не может решить самостоятельно в отрыве от других отраслей. Любое предприятие не может существовать изолированно на территории, где оно осуществляет свою деятельность. Возьмем для примера кадровую проблему. Отрасль не может самостоятельно справиться с подготовкой кадров, если ее интересы в полной мере не будут учитываться в стратегии социально-экономического развития того или иного региона. Чтобы отрасль стала привлекательной для молодежи, не затрагивая оплату труда и развитие современных производств, надо строить хорошее и добротное жилье, детские сады, школы и спортивные сооружения, поликлиники. Но это все одному бизнесу не поднять, это ему не под силу.

Кроме того, виды и объемы выпускаемой продукции наших предприятий должны быть интересны для внутреннего потребления. И власть должна делать все, чтобы продукция лесных предприятий была востребована. Многие регионы приступили к решению этих задач. В Вологодской области формируется кластер деревянного домостроения, в Тюменской и Архангельской областях решают вопросы комплексного развития лесной отрасли, начиная от подготовки кадров и заканчивая производством биотоплива и его использованием для своих собственных нужд. Так что решение современных проблем лесного комплекса – это и идеология, и политика, и экономика – единый клубок. Потому когда мы говорим, что должны развивать отрасль, как кластер, то ориентируемся на объективную реальность.

– В прошлом году была принята лесная политика. Что она дает отрасли?

– Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов – очень важный документ. Для его реализации многое предстоит сделать. Но остановлюсь на одном моменте. Благодаря Основам государственной лесной политики за последнее столетие впервые стали говорить об экономических аспектах лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса. Законодатель предусмотрел в них очень существенный момент – создание системы стратегического планирования в лесном хозяйстве и лесопромышленном комплексе. Это тот инструментарий, который позволит всем нам говорить на одном языке, сопоставлять, сравнивать опыт различных регионов и делать правильные выводы, грамотно осуществлять оценку результатов труда и эффективности методов управления. А главное, грамотно и объективно прогнозировать, принимать всесторонне взвешенные управленческие решения.

Для этого надо разработать соответствующий инструментарий, апробировав его в ряде пилотных регионов. Здесь идет речь и об оптимизации управления отраслью, о нормировании труда, и совершенствовании системы бюджетирования, и об оптимизации численности работающих, о создании системы учета и отчетности, отраслевой статистики.

Но стратегическое планирование нельзя осуществить без серьезной научной основы. Поэтому развитие лесной науки должно стоять во главе всех начинаний. Нужен действенный, причем постоянный и хорошо продуманный, мониторинг состояния и развития лесного хозяйства и лесопромышленного комплекса. Мы должны заниматься аналитикой, которой у нас, к сожалению, пока нет.

– Можно ли подвести некие промежуточные итоги о том, что сделано с момента принятия госпрограммы развития лесного хозяйства в конце 2012 года?

– В последнее время предпринят ряд важных шагов, и в отрасли, конечно, есть изменения. Создается стройная система охраны лесов от пожаров. В России появились очень хорошие специализированные центры по охране лесов от пожаров. На сегодняшний день они оснащены необходимой техникой и оборудованием. В них трудятся почти 30 тысяч человек. Создан действенный федеральный резерв парашютно-десантной службы. Это целая армия, которая может оперативно принимать меры по тушению лесных пожаров. Сейчас государство серьезно занимается проблематикой оперативности реагирования на возникновение лесных пожаров в лесах. Для этого вкладываются немалые средства в развитие космического мониторинга и авиационного патрулирования лесов. Создана федеральная диспетчерская служба как на федеральном уровне, так и на региональных уровнях. Большое внимание уделяется воспроизводству лесов. Серьезным подспорьем стало создание специализированных лесосеменных центров, которые сегодня производят очень высокопродуктивный посадочный материал с закрытой корневой системой, что ставит лесовосстановление на качественно новый уровень.

Но тенденции позитивного развития отрасли в каждом регионе целиком и полностью зависят от позиции губернатора, от его личного отношения к лесному хозяйству и лесопромышленному комплексу, от желания уделять им внимание, искать новые возможности и пути развития отрасли и принимать решения. Кстати, госпрограмма развития лесного хозяйства предусматривает обширный перечень целевых показателей, исполнение которых берется федеральным центром на контроль. Это неплохо: такая система контроля создает дух состязательности между ведомствами на федеральном уровне и в регионах за выполнение того или иного показателя.

К слову, нельзя не упомянуть в связи с этим еще один показательный факт. На одной из авторитетнейших конференций, на которой обсуждались вопросы состояния и направления развития российского лесопромышленного комплекса, было проведено интерактивное голосование по ряду актуальнейших вопросов, среди которых был и такой: какие регионы наиболее привлекательны для лесного бизнеса в части инвестирования на ближайшую и среднесрочную перспективы? Ответ был таков: Татарстан, Иркутск, Красноярск. Почему? Да потому, что, например, в Республике Татарстан тенденции развития лесного хозяйства предсказуемы. И не только лесного хозяйства. Потому что в этой республике на протяжении последних десятилетий идет поступательное и позитивное движение в развитии отрасли. Потому что в рамках своих полномочий республика гарантирует бизнесу, что обеспечит его потребности в лесосырьевой базе, предоставит земли под создание новых производств и модернизацию действующих. Частный бизнес тянется туда, где нет подводных камней, где все прозрачно и понятно.

– Можете назвать регионы, которые проявляют заинтересованность в развитии лесного комплекса и денег на это не жалеют?

– Сейчас каждый регион не стоит в стороне от решения проблем лесного хозяйства и выделяет, по возможности, определенный объем средств.

Но больше всего это делают Красноярский и Хабаровский края, республики Карелия, Саха (Якутия), Татарстан, Архангельская, Вологодская, Владимирская, Волгоградская, Московская, Свердловская и ряд других областей.

– Николай Алексеевич, какие самые важные, стратегические задачи необходимо в первую очередь решить в лесном комплексе в ближайшее время?

– Банально, но начинать надо с оптимизации системы управления. Это извечная проблема, но, откладывая ее решение на потом, мы загоняем себя все дальше и дальше в угол. Это принципиальнейший вопрос.

Не решив вопросы инвестирования, мы не обеспечим не только инновационного, но и мало-мальски поступательного развития отрасли. Из-за отсутствия современного материально-технического обеспечения и отсутствия социальной и транспортной инфраструктур отрасль будет только впадать в стагнацию.

Нужно поднять на качественно новый уровень подготовку высокопрофессиональных кадров и сделать обязательной и необходимой систему повышения квалификации и переподготовки специалистов лесного хозяйства.

Необходимо всемерно поддерживать и развивать отраслевую науку и машиностроение. Сейчас, как никогда, нужны новые исследования и разработки по всем направлениям охраны, защиты и воспроизводства лесов.

И еще, отрасль должна научиться выстраивать конструктивный диалог с обществом, научиться слушать мнение не только профессионалов, но и обычных граждан страны.

Интервью вел Евгений ГАЙВА

Распечатать

← вернуться к списку



Природные дали Природные дали

В России до конца этого года может быть принята Стратегия экологической безопасности

Эффект роста Эффект роста

В России внедрят модель интенсивного лесопользования

Время для новых решений Время для новых решений

Для повышения эффективности охраны лесов от огня Рослесхоз предлагает принять ряд серьезных управленческих решений



Сергей Жвачкин Сергей Жвачкин

«Зелёное золото» региона

Владимир Заболоцкий Владимир Заболоцкий

Путь к успеху

Елена Вавилова Елена Вавилова

Лесная отрасль Красноярского края: перспективы развития

Экспорт по правилам Экспорт по правилам

Технологию маркировки древесины ценных лесных пород и заполнение декларации о сделках с древесиной уточняют на практике

Лесоустройство под заказ Лесоустройство под заказ

Почему столь важная для ведения хозяйства работа идет туго?

Молодняк оказался в плюсе Молодняк оказался в плюсе

Будет ли государство стимулировать арендаторов для полноценного воспроизводства лесов?

Живой памятник героям Живой памятник героям

В честь воинов, павших в Великой Отечественной войне, в Москве высадили березы

«Лес Победы»: влиять на будущее может каждый «Лес Победы»: влиять на будущее может каждый

Жители Поморья посадили свыше 80 тыс. деревьев и кустарников

Вспомнят и через столетия Вспомнят и через столетия

В Республике Алтай высаживают свой «Лес Победы»

Надежная крыша Надежная крыша

Россияне все больше предпочитают деревянные дома, а не квартиры в высотках

Особенная стройка Особенная стройка

Турецкая компания вложит $200 млн в создание деревообрабатывающего производства в Калужской области

Сажаем клюкву Сажаем клюкву

Первая лесная ягодная плантация появится в Архангельской области

Самые первые прыжки Самые первые прыжки

Воздушные тренировки федеральной Авиалесоохраны прошли в Московской области

Лесные биометоды: антагонисты против интервентов Лесные биометоды: антагонисты против интервентов

Несмотря на серьезные трудности, российские ученые работают над возрождением и совершенствованием эффективных методик борьбы с насекомыми-вредителями

На грани катастрофы На грани катастрофы

Российские леса рискуют оказаться беззащитными перед вредителями

Хоть полмира обойдешь, а такого не найдешь Хоть полмира обойдешь, а такого не найдешь

Финал XII Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» прошел в Тверской области

Школьные лесничества: от Северного Ярцево до Южного Ермаковского Школьные лесничества: от Северного Ярцево до Южного Ермаковского

В Красноярском крае взят курс на развитие движения школьных лесничеств

Авиалесоохрана – крупным планом Авиалесоохрана – крупным планом

В Воронеже открылась выставка фотографий «Человек и стихия. Воздушные пожарные Авиалесоохраны»

Свою работу надо любить и знать Свою работу надо любить и знать

Старший инструктор ПДПС ФБУ «Авиалесоохрана» Владимир Антипин, победитель Всероссийского фестиваля «Созвездие мужества», рассказал о работе воздушных пожарных в Забайкальском крае:

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

25 июня 2015 года, в возрасте 83 лет скончался Александр Григорьевич Малюгин. Он отдал всю свою жизнь службе русскому лесу.

90 лет и два месяца 90 лет и два месяца

Такой долгий век был отмерян этому удивительному человеку

Абитуриенту-2015 Абитуриенту-2015

Эти вузы задают уровень качества образования в отрасли






© Российские лесные вести, 2010 - 2014



Редакция | Для СМИ | Подшивка новостей | Реклама | Eng


Создание и поддержка сайта -

При полном или частичном копировании материалов ссылка на оригинал обязательна! Копирование материалов без указания ссылки на источник запрещено!