https://onaego.com

16+
RSS RSS PDA  02 Апреля 2016, 10:53
Наша страница на Вктонтакте Наша страница на Одноклсассниках Наша страница на Фейсбук

Актуально
В Дивногорске проходит XXII краевой слет школьных лесничеств В Дивногорске проходит XXII краевой слет школьных лесничеств

В Дивногорском лесхоз-техникуме проходит слет школьных лесничеств. В нем принимают участие около 130 юных лесоводов из 41 района Красноярского края.

Абитуриенту-2015 Абитуриенту-2015

Уважаемые читатели сайта, в выпуске газеты "Российские лесные вести" от 23 июня этого года собран уникальный материал об истории создания лесных учебных заведений России

Совет Федерации одобрил изменения в Лесной кодекс РФ Совет Федерации одобрил изменения в Лесной кодекс РФ

На заседании Совета Федерации одобрено внесение изменений в Лесной кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования регулирования лесных отношений.






Сверху виднее
Андрей Калинин: нужно привлекать легкомоторную авиацию 11.04.2014, 11:31

Сверху виднее


Представители российских авиабаз решали, как усовершенствовать систему охраны лесов от пожаров

– Привет! Нужен самолет. Дашь?
– Конечно! Сколько?
– Один.
– Не вопрос. А что делать собираешься?
– Да так, потренироваться.

Подобные диалоги можно было услышать в кулуарах совещания с главами специализированных учреждений авиационной охраны лесов. Все по­-военному: коротко и по делу с непременным «Здравия желаю!». Эксперты, которых по всей стране можно пересчитать по пальцам, собрались на базе ФБУ «Авиалесоохрана» в подмосковном городе Пушкино, чтобы поделиться опытом и поговорить о насущных проблемах. Ока­за­лось, тем для обсуждения немало, ведь, как заметил один из участников семинара, «беды у всех одни и те же».

Половина пожаров – наша!

Площадь российских лесов составляет 1,4 млрд. гектаров, при этом на зону авиационного мониторинга приходится 43% этой территории – фронт работы для воздушных огнеборцев, безусловно, немалый. В то же время проблем у спецучреждений хватает: недостаток финансирования и, как следствие, слабая техническая оснащенность, дефицит кадров, низкий уровень оплаты труда –  лишь малая часть из них. Все это, конечно, не лучшим образом сказывается на эффективности работы.

По итогам за 2013 год в 18 субъектах – а это 53% регионов, имеющих подразделения по авиационной охране лесов, – уровень обнаружения очагов с воздуха не превысил 40%. Только в шести регионах, половина из которых приходится на Дальний Восток, эта цифра достигла 75% и лишь Ханты-­Мансийский и Чукотский автономные округа добились стопроцентных показателей. Общий уровень обнаружения лесных пожаров по России составил 54%. При этом почти половина возгораний в стране (49%) была ликвидирована с применением авиации.

По состоянию на начало апреля подготовка авиабаз к пожароопасному сезону полностью не завершена. В целом уровень их технической готовности по стране составляет 53%. А вот в Мурманской и Свердлов­ской областях, например, не подготовлено ни одного авиаотделения.

Мал, да удал?

Всего за прошлый год для  охраны лесов в России привлекалось 319 воздушных судов. Налет составил порядка 33 тысяч часов, из которых 19 тысяч ушло на патрулирование, а все остальное – на тушение лесных пожаров. В основном для этой работы использовались самолеты Ан­-2 (111 единиц) и вертолеты Ми-­8 (108 единиц).
– В последние два года мы наблюдаем частичное увеличение применения легкомоторной авиации. В основном на авиапатрулирование. Но считаем, что этого крайне недостаточно – всего одно-­два легкомоторных судна на субъект. Требуется постоянная работа с авиакомпаниями по привлечению самолетов и вертолетов легкомоторной авиации, – констатировал руководитель ФБУ «Авиалесоохрана» Андрей Калинин.    

Тему продолжил начальник Амурской авиабазы Михаил Ковалев, который на примере своего учреждения высветил проблемы, характерные для всех лесных авиаторов России. Имеющиеся в их распоряжении самолеты Ан­-2 давно устарели. Вертолеты МИ­-8 летают на бензине, который вдвое дороже керосина. Это, в свою очередь, отражается на стоимости летного часа. Современных отечественных легкомоторных самолетов попросту не существует, а иностранные аналоги нашим авиабазам не по карману.
– Мы рассматривали несколько вариантов модернизации нашего парка с учетом приобретения импортных самолетов, таких, как PAC-­750 или Cessna. Но импортные машины имеют свои недостатки. Основополагающие из них – необходимость закупки запасных частей и подготовки экипажей за рубежом, – отметил Ковалев.

Необходимых средств у Амурской авиабазы, как водится, не нашлось. В связи с этим было решено провести ремоторизацию существующего парка Ан­-2. В декабре 2013 года два первых борта были отправлены в Новосибирск для замены двигателей. Уже к концу апреля они должны вернуться в Амурскую область. В результате проведенных работ летный час одной машины подешевеет примерно на 10 тысяч рублей. Это, в свою очередь, позволит увеличить кратность авиамониторинга. Казалось бы, простое решение для модернизации легкомоторных самолетов найдено, но не тут­-то было! Руководство Амурской авиабазы столкнулось с целым рядом проблем не только технического, но и организационного характера.

– Нам обещали, что, согласно договору, в течение месяца-­двух, мы сможем эту работу провести. На самом деле из­-за ведомственной разобщенности нет четкой программы на уровне государства по ремоторизации. В результате у нас задерживаются ремонты, – заключил руководитель учреждения.

Действительно, весь процесс модернизации иначе, чем хождением по мукам, не назовешь. Сначала необходимо направить планер на капитальный ремонт в Москву, затем разобрать его, загрузить в фуру и доставить на предприятие, где, собственно, и пройдет ремоторизация. Самолетам Амурской авиабазы пришлось, например, из столицы проделать путешествие в Новосибирск. Но и это еще не все.

– Затем мы опять заключаем договоры, привлекаем НИИ гражданской авиации, передаем самолет на проведение работ по облету. Это очень долго и кропотливо. У нас, например, возникла проблема с проводкой. И когда начали разбираться, никто это на себя не брал. Одни ссылаются на завод, другие – на Росавиапром. В итоге мы разбирались целый месяц, – заключил Ковалев.

По его мнению, решать проблему нужно только на федеральном уровне, добиваясь проведения всех этапов ремоторизации на специализированных заводах, что называется, под ключ. Кроме того, государственная поддержка необходима для получения сертификата, позволяющего использовать судно в коммерческих целях. Например, для перевозки пассажиров или в лесохозяйственных работах. В противном случае обновленные борта попросту будут простаивать.
– Это для нас неприемлемо и экономически невыгодно, потому что новый самолет, в который мы вложили 35 миллионов, будет функционировать только в течение пожароопасного периода. Все остальное время он будет стоять как памятник, – пояснил специалист.

Далекие перспективы

А как обстоит дело с теми, кому доверен штурвал? Фактическое количество летчиков-­наблюдателей по России составляет 243 человека. В Ямало-­Ненецком автономном округе, Кемеровской, Омской областях и Алтайском крае  эти специалисты отсутствуют вовсе. В целом по стране дополнительная потребность на 2014 год – еще 42 летнаба.
– Ввиду того, что необходим продолжительный период обучения этой категории специалистов, безусловно, мы понимаем, что это перспектива не 2014 года, а последующих трех лет, – подвел неутешительный итог Андрей Калинин.

Работников парашютно­-десантной пожарной службы в регионах тоже недостаточно. В прошлом году их количество было доведено до 3084 человек. При этом, в соответствии с соглашениями, заключенными между субъектами и Рослесхозом, численность ПДПС должна была вырасти на 35% и составить 4133 человека. Наиболее значительное сокращение штата произошло в Амурской области: со 191 сотрудника в 2012 году до 67 в 2013-­м, что связано с реорганизацией авиабазы. В Мурманской области численность ПДПС урезана на 43%, в республике Коми, Якутии и Еврейской автономной области процент сокращения составил порядка 30%.

Сапоги, а не кеды, или

Зачем парашютисту парашют?

Еще одна немаловажная проблема отечественных авиабаз – недостаточная материально-техническая оснащенность.
– Мы наблюдаем тенденцию ухудшения экипировки работников парашютно­-десантной пожарной службы. На наш взгляд, эта негативная ситуация может повлиять на лесопожарную ситуацию в субъектах. Вы, уважаемые коллеги, должны своевременно доводить до своих руководителей информацию о необходимости закупки средств пожаротушения, – обратился к присутствующим Андрей Калинин.

Вместе с тем он отметил, что нынешние нормы оснащения «лесного спецназа» безнадежно устарели. Специалисты «Авиалесоохраны» разработали проект документа, предусматривающий изменение нормативов с учетом требований времени. Предложение находится на рассмотрении в Рослесхозе, и дальнейшая судьба его не решена.
– Пока идет дискуссия, поскольку многие люди не понимают, почему, например, нужна воздуходувка, а не что­то другое, или почему нужны сапоги, а не кеды. В общем обсуждение продолжается. Я думаю, что в любом случае мы этот нормативно-­правовой акт добьем, – заключил глава «Авиалесоохраны».

Пока же специалистам приходится иметь дело с существующими порядками. Порой и вовсе доходит до смешного.
– Я должен доказать, зачем парашютисту нужен парашют, – возмущался начальник Якутской базы авиационной охраны лесов Владимир Леонов. – Вот сидит девочка и говорит: «Покажи бумагу, где написано, что у парашютиста должен быть парашют». Понимаете, да? И как нам тогда доказывать необходимость содержания, увеличения численности штата, если никакой нормативки нет?

Работа идет

О том, какие шаги предпринимаются в законодательной сфере для  совершенствования системы охраны лесов от пожаров, рассказал начальник профильного управления Рослесхоза Виталий Акбердин. Ведомство совместно с Минприроды разработало восемь нормативно-­правовых актов, один из которых уже зарегистрирован в Минюсте.

В частности, предлагается ввести новую форму отчетности о пожарной опасности в лесах и о лесных пожарах. Предполагается, что эта мера позволит структурировать информацию, поступающую из субъектов, и избавиться от лишних формальностей.
– Думаю, это одно из важнейших направлений, так как отчетность из ваших региональных диспетчерских служб приходит очень большая. Мы хотим упорядочить собираемые данные и часть из них сократить, – прокомментировал Акбердин.

Помимо этого, предполагается ввести перечень средств тушения лесных пожаров, которыми должен быть обеспечен арендатор лесного фонда, а также утвердить требования к мерам пожарной безопасности в лесах с учетом классификации в зависимости от погодных условий. Специалисты также намерены внедрить схему оперативного контроля за достоверностью сведений о пожарной опасности в лесах и методику экспериментального замера площади очагов. Документ «Об утверждении правил тушения лесных пожаров» находится на доработке и, по словам Акбердина, в ближайшее время будет принят и зарегистрирован в Минюсте. Давно разрабатываемый ведомством нормативно-­правовой акт «Об утверждении порядка мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров» уже внесен на рассмотрение в Правительство Российской Федерации. А вот методические указания по заполнению формы плана тушения лесных пожаров уже зарегистрированы в Минюсте.

Подводя итоги совещания, специалисты отметили необходимость подобных семинаров, и желательно не менее двух раз в год. Ведь поскольку «беды у всех одни и те же», то и решать их нужно сообща.

Ольга ЧЕМОДАНОВА


Ан-­2 – наш трудяга

Проблема легкомоторной авиации стала одной из тем дискуссии на селекторном совещании в Белом доме, которое прошло под председательством премьер­
министра Дмитрия Медведева.

Глава Карелии Александр Худилайнен рассказал, в частности, что если в прошлом году в республике было три фирмы, конкурирующие за право на выполнение авиалесоохранных работ, то сегодня с трудом удалось найти организацию, которая согласилась этим заниматься. Учитывая огромную территорию тайги, решить эту задачу только за счет автотранспорта не представляется возможным.
– Очень эффективны небольшие самолеты, поэтому, если можно было бы подумать над созданием отечественного самолета, способного осуществлять мониторинг, нести средства пожаротушения, доставлять людей в нужную точку путем десантирования, было бы очень хорошо, – обратился глава Карелии к премьеру.

Медведев заявил, что в первую очередь необходимо провести изыскательские работы, чтобы понять, способна ли отечественная промышленность в принципе сейчас выпускать подобную технику.
– Что в отношении какого­-то транспортного средства, о котором говорил губернатор? Что это может быть – самолет или лучше вертолетом пользоваться для выгрузки соответствующих частей? – обратился председатель правительства к министру  по чрезвычайным ситуациям Владимиру Пучкову.
– Дмитрий Анатольевич, у нас активно используются самолеты Бе-­200, но это тяжелый класс самолетов. А легкие самолеты у нас Ан­-2 – наш трудяга, который трудится уже несколько десятилетий.
– Да не несколько десятилетий – 70 лет уже трудится, – парировал Медведев.

Как рассказал Пучков, несколько лет назад предпринимались попытки организовать выпуск самолетов Ан­-3. Три опытных образца даже поступили в МЧС России, но дальше этого дело не пошло. Министр пообещал совместно с Минпромторгом, Минфином и Минприроды «проработать вопрос дополнительно» и изучить все возможности отечественных производственных мастерских. После этого будут подготовлены соответствующие  предложения о развитии малой авиации.

В свою очередь, заместитель председателя Правительства Дмитрий Рогозин рассказал, что планируется запустить в производство новый самолет ИЛ­-112В. Правда, сначала только в военно-транспортной версии. Но пожарная комплектация воздушного судна уже разработана. Машина обладает грузоподъемностью до шести тонн и способна приземляться на грунт. Однако, по словам, зампреда, новинка появится не ранее, чем в 2017 году, а пока авиабазам придется «решать вопросы вот таким, нынешним образом».

Tweet
Распечатать

← вернуться к списку



Природные дали Природные дали

В России до конца этого года может быть принята Стратегия экологической безопасности

Эффект роста Эффект роста

В России внедрят модель интенсивного лесопользования

Время для новых решений Время для новых решений

Для повышения эффективности охраны лесов от огня Рослесхоз предлагает принять ряд серьезных управленческих решений



Сергей Жвачкин Сергей Жвачкин

«Зелёное золото» региона

Владимир Заболоцкий Владимир Заболоцкий

Путь к успеху

Елена Вавилова Елена Вавилова

Лесная отрасль Красноярского края: перспективы развития

Экспорт по правилам Экспорт по правилам

Технологию маркировки древесины ценных лесных пород и заполнение декларации о сделках с древесиной уточняют на практике

Лесоустройство под заказ Лесоустройство под заказ

Почему столь важная для ведения хозяйства работа идет туго?

Молодняк оказался в плюсе Молодняк оказался в плюсе

Будет ли государство стимулировать арендаторов для полноценного воспроизводства лесов?

Живой памятник героям Живой памятник героям

В честь воинов, павших в Великой Отечественной войне, в Москве высадили березы

«Лес Победы»: влиять на будущее может каждый «Лес Победы»: влиять на будущее может каждый

Жители Поморья посадили свыше 80 тыс. деревьев и кустарников

Вспомнят и через столетия Вспомнят и через столетия

В Республике Алтай высаживают свой «Лес Победы»

Надежная крыша Надежная крыша

Россияне все больше предпочитают деревянные дома, а не квартиры в высотках

Особенная стройка Особенная стройка

Турецкая компания вложит $200 млн в создание деревообрабатывающего производства в Калужской области

Сажаем клюкву Сажаем клюкву

Первая лесная ягодная плантация появится в Архангельской области

Самые первые прыжки Самые первые прыжки

Воздушные тренировки федеральной Авиалесоохраны прошли в Московской области

Лесные биометоды: антагонисты против интервентов Лесные биометоды: антагонисты против интервентов

Несмотря на серьезные трудности, российские ученые работают над возрождением и совершенствованием эффективных методик борьбы с насекомыми-вредителями

На грани катастрофы На грани катастрофы

Российские леса рискуют оказаться беззащитными перед вредителями

Хоть полмира обойдешь, а такого не найдешь Хоть полмира обойдешь, а такого не найдешь

Финал XII Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» прошел в Тверской области

Школьные лесничества: от Северного Ярцево до Южного Ермаковского Школьные лесничества: от Северного Ярцево до Южного Ермаковского

В Красноярском крае взят курс на развитие движения школьных лесничеств

Авиалесоохрана – крупным планом Авиалесоохрана – крупным планом

В Воронеже открылась выставка фотографий «Человек и стихия. Воздушные пожарные Авиалесоохраны»

Свою работу надо любить и знать Свою работу надо любить и знать

Старший инструктор ПДПС ФБУ «Авиалесоохрана» Владимир Антипин, победитель Всероссийского фестиваля «Созвездие мужества», рассказал о работе воздушных пожарных в Забайкальском крае:

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

25 июня 2015 года, в возрасте 83 лет скончался Александр Григорьевич Малюгин. Он отдал всю свою жизнь службе русскому лесу.

90 лет и два месяца 90 лет и два месяца

Такой долгий век был отмерян этому удивительному человеку

Абитуриенту-2015 Абитуриенту-2015

Эти вузы задают уровень качества образования в отрасли






© Российские лесные вести, 2010 - 2014



Редакция | Для СМИ | Подшивка новостей | Реклама | Eng


Создание и поддержка сайта - Artleks

При полном или частичном копировании материалов ссылка на оригинал обязательна! Копирование материалов без указания ссылки на источник запрещено!