
Николай Шматков: "Лес - это объект, где надо работать по долгосрочному плану" 28.02.2014, 13:48
"Есть с кого спросить"
Каким будет новое лицо старых лесхозов?
Государственная Дума РФ на заседании 28 февраля рассмотрит во втором чтении проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты по вопросу осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)». Как сообщается на сайте Госдумы, документ рекомендовано принять не только во втором чтении, но и в целом.
Закон восстановит правовые основы для существования государственных лесохозяйственных организаций, отвечающих на долгосрочной основе за выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов на участках, не переданных в аренду. По статусу специализированные учреждения будут близки к лесхозам, которые существовали до принятия Лесного кодекса 1997 года.
Что думают о новом законе отраслевые эксперты – выяснили «РЛВ».
«Цель – не прибыль»
Владимир Сипягов, начальник Департамента лесного комплекса Вологодской области:
– Предлагаемый законопроект предоставляет возможность специализированным учреждениям лесного хозяйства обеспечивать выполнение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, минуя процедуру торгов, предусмотренную Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Такой подход направлен на повышение качества работ, и в первую очередь лесовосстановления. Непрерывность процесса воспроизводства лесов в разрезе десятилетий повышает ответственность исполнителя работ и его заинтересованность в конечном результате.
Цель коммерческих организаций, участвующих в аукционе на выполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, – получение прибыли. Их ответственность ограничивается условиями контракта. Предъявить требования к исполнителю работ через десять, двадцать, пятьдесят лет, когда выявляется некачественное выполнение указанных работ, не представляется возможным.
В указанных организациях фактически отсутствуют специально обученные и профессионально подготовленные кадры, которые обладают необходимым опытом в указанной сфере. При осуществлении государственных закупок исполнителем работ будет являться лицо, предложившее минимальную цену за их осуществление, при этом может ли данное лицо фактически осуществить указанные мероприятия и с каким качеством – можно будет узнать только в процессе их выполнения.
У нас в регионе сохранена сеть специализированных учреждений лесного хозяйства. Их основной вид деятельности – тушение лесных пожаров Работы по охране, защите, воспроизводству лесов данные учреждения осуществляют только в случае, если являются победителями торгов. В связи с этим мы с большим воодушевлением встретили решение главы государства о том, чтобы эти спецучреждения могли постоянно заниматься лесом и имели для этого целевое финансирование.
"Нас критиковали, но правда за нами»
Наиль Магдеев, министр лесного хозяйства Республики Татарстан:
– Мы поддерживаем этот законопроект по нескольким причинам. Во-первых, мы считаем, что работы в государственном лесном фонде должны проводить предприятия, учредителем которых является само государство. Представьте, если выполнение комплекса лесохозяйственных работ на государственные деньги поручить какой-нибудь фирме, которая участвует в конкурсе или аукционе, начинает эти работы и потом исчезает – какой лес мы получим?
Понятно, что в работе как коммерческих, так и госструктур есть свои плюсы и минусы. Но мы считаем, что спецучреждения – это оптимальная форма организации работ в лесу. Поэтому Республика Татарстана давно пошла по-своему пути – в работах по охране, защите и воспроизводству лесов у нас заняты более 20 специализированных бюджетных учреждений, которые проводят весь комплекс работ.
Нас на этот счет пытались критиковать, но жизнь показала, что правда за нами. Благодаря такому способу организации лесохозяйственных работ мы смогли, во-первых, сохранить кадры, материально-техническую базу. Республика Татарстан оказывает содействие организациям, учредителем которых она сама является. В итоге за работу и за потраченные средства есть с кого спросить – руководители учреждений несут персональную ответственность за качество лесовыращивания, охрану и защиту леса.
Мы можем поделиться с коллегами из регионов нашим уникальным опытом. Пусть приезжают!
«Закон – запоздалый, но исключительно важный шаг»
Алексей Ярошенко, руководитель Лесной программы Гринпис России:
– Над этим законопроектом мы с самого начала работали вместе с Минприроды России и Рослесхозом, и поэтому мы его всемерно поддерживаем. За семь лет действия нынешнего Лесного кодекса РФ материальная база бывших лесхозов и кадры были в основном утрачены, и теперь на их восстановление потребуются долгие годы. Восстанавливать материальную базу будет очень трудно, а восстанавливать кадровый состав – еще труднее. Однако без восстановления таких специализированных учреждений возрождение лесного хозяйства в нынешних условиях вряд ли вообще возможно. Так что принятие этого закона – небольшой, сильно запоздалый, но, тем не менее, исключительно важный шаг к выходу отрасли на устойчивое развитие.
Специализированные лесохозяйственные организации в понимании этого закона не будут полными аналогами старых лесхозов. Принципиальных отличий три. Во-первых, у них не будет контрольно-надзорных функций, кроме части полномочий, связанных с охраной лесов, то есть их деятельность будет отделена от государственного управления лесами. Во-вторых, они не будут пользоваться лесными ресурсами бесплатно и будут находиться в равных с прочими лесопользователями условиях с точки зрения контроля со стороны государства за их деятельностью. И, в-третьих, они не смогут, кроме как на договорных условиях, осуществлять лесопользование (в форме ухода или санитарных рубок) на лесных участках, переданных иным лесопользователям, например арендаторам.
«Растить лес – не улицу подметать»
Николай Шматков, координатор проектов по лесной политике WWF России:
– В целом мы поддерживаем эти законодательные нововведения. По нашему мнению, они позволят исправить ситуацию, когда в конкурсах на проведение лесохозяйственных работ участвовали фирмы-однодневки, которые не имели достаточной компетенции, технических сил и средств для того, чтобы проводить работы такой сложности. То есть они просто участвовали в распиле бюджетных денег. В этой сфере было достаточно много злоупотреблений, а самое главное – мероприятия, необходимые для устойчивого управления лесами, не проводились качественно и своевременно.
До сих пор лесохозяйственные работы приравнивалось к подметанию улиц, созданию клумб, газонов. Между тем лесохозяйственные работы – не краткосрочны, их надо планировать на долгий период. Ежегодное проведение аукционов и конкурсов для таких работ совершенно не подходит. Лес – объект, где надо работать по долгосрочному плану, и не каждое мероприятие, проведенное сейчас, сразу приводит к заметным изменениям в лесу. В качестве примера можно привести рубки ухода в молодняках, когда необходимо сформировать хозяйственно ценные насаждения, которые вырастут только через много лет.
Среди проблем, связанных с применением этого закона, можно отметить, что специализированные организации будут подведомственны региональным структурам лесоуправления, на которые возложены функции контроля. То есть появляется лазейка для злоупотреблений. Поэтому необходимо законодательно предусмотреть механизмы контроля, критерии оценки качества проводимых работ. Таким механизмом можем быть мониторинг воспроизводства лесов, который предусмотрен законопроектом. Одновременно мы считаем очень важным, чтобы информация о деятельности этих спецучреждений и органов власти была открытой и общедоступной. И каждый налогоплательщик мог бы узнать, что заявлено сделать и что реально получить в конце.
Кроме того, должны быть разработаны четкие критерии эффективности деятельности этих учреждений, которые не сводились бы к быстроте освоения бюджетных денег. Одним из важнейших критериев успешности таких работ может являться перевод лесных культур в лесопокрытую площадь ценными породами.
Подготовил Иван ЯКУБОВ
Tweet |
![]() |
||

Руководитель Рослесхоза Владимир Лебедев о карте грибника, топливе из опилок и «черных лесорубах»

Глава Минприроды призвал регионы начать кампанию против поджигателей сухой травы

В Совете Федерации намерены внести изменения в Лесной кодекс, позволяющие рубить молодые деревья

Информации должно быть ровно столько, сколько необходимо для нормального функционирования системы

"Исходя из наших социально-экономических условий, рубить можно, но грамотно, соблюдая ограничения"

Почему подмосковные леса превратились в глухие дебри и как выбраться из этой чащи, объясняет академик РАСХН Николай Моисеев

Регионы не готовы к лесным пожарам, несмотря на то, что март обещает быть «жарким»

В преддверии Всемирного дня защиты лесов московские экологи решили восстановить традиции сбора макулатуры

Вузы Марий Эл и Чехии совместно готовят для отрасли профессионалов