https://onaego.com

Русский язык English RSS RSS PDA   20 Октября 2012, 05:23
На главную


Актуально
Лесная служба Урала принимает участие во Всероссийской акции «Живи, лес!» Лесная служба Урала принимает участие во Всероссийской акции «Живи, лес!»

В Свердловской области очистили от мусора две особо охраняемые природные территории

В Москве пройдет Шестой международный форум «Лес и человек» В Москве пройдет Шестой международный форум «Лес и человек»

Участники встречи обсудят политику и стратегию развития лесного сектора России

В Подмосковье обсуждают проблемы кадастра В Подмосковье обсуждают проблемы кадастра

В ФГУП «Рослесинфорг» открылся семинар-совещание по эффективности выполнения кадастровых работ на землях лесного фонда


Новости

ИА Greenpress

Из рода летнабов
12.10.2012, 14:34

Из рода летнабов


Принцип Евгения Юдакова – быть там, где опасно

Осенние дожди снизили пожарную опасность на  Алтае. Но сухая подстилка в лесах высокогорья может вспыхнуть как порох от оставленного кем-то костра или молнии. Авиапатрулирование охраняемой территории продолжается, в АУ РА «Авиалесоохрана» в полной готовности находятся вертолеты и группы десантников-пожарных.

После МИ-8 небольшой вертолет R-44 – «Робинсон» кажется игрушечной машиной с  «коромыслом» из двух несущих лопастей, напоминающих летающее сооружение из фильма «Кин-дза-дза».  

Легко отрываемся от земли и птицей летим, набирая высоту, в сторону горного хребта. Хороший вертолет сделали американцы!  Удобный для авиапатрулирования,  маневренный и экономичный, хотя 180 литров авиационного бензина в баке стоят все же немало денег.

Маршрут полета определен, летчик-наблюдатель Евгений Юдаков  рукой показывает командиру Василию Царькову место, где надо перелететь хребет. Горы, еще недавно с красными пятнами от листьев карликовой березки, стали буровато-желтыми, лиственницы – словно горящие свечи на  скалах. В сотне километров отсюда, в Улаганском лесничестве, локализованный пожар, там десантники Онгудайского авиаотделения заняты окарауливанием.  Прежде чем снимать людей на «Восьмерке», надо внимательно осмотреть кромку очага с воздуха в завершение патрульного полета.

– «Борт» – «Площадка», как слышите, прием, – говорит по рации Юдаков.

– Слышим  хорошо, мы на кромке юго-восточной, посмотрите сверху северную кромку очага, – говорит инструктор ДПГ Юрий Бровкин.

Облет пожара, в кедрово-лиственничном лесу кое-где заметны очаги слабого дыма. Чуть тлеющие  корни деревьев, валежник в толстом слое лесной подстилки могут при солнце  и ветре возобновить пожар.

Поставлена задача инструктору, завтра на кромку пожара на вершину горы будет доставлена вертолетом МИ-8 МТВ  подвесная емкость П1-00 с водой.

Позади долины Урсула, Катуни, Чуи, Башкауса, Улагана, вот и Улусук – памятное место, где когда-то мы с десантниками из Онгудая, Горно-Алтайска и Тюмени бежали от огненного вала верхового лесного пожара и где нас спасал летнаб Юдаков.

…Резко сменивший направление ветер перебросил огонь через линию отжига по ручью на противоположный склон горы. Подгоняемый ветром верховой пожар со зловещим гулом пошел вверх и в стороны  с огромной скоростью, пожирая тайгу.

– Быстрее! Быстрее! – кричал на бегу инструктор, уводя нас по ручью от огня. За спиной вырастала огромная, как от вулкана, «гора» белого дыма с огненными языками пламени внизу. И вдруг в небе, где-то за дымом послышался рокот вертолета. МИ-8 заходил на посадку ниже нас. Юдаков?!

Неужели? Как он увидел все это, как смог прийти на помощь, откуда? Лопасти вращались, вертолет завис над карликовой березкой, минута на посадку,  и пожар остался внизу. После облета  высадка на новый рубеж для встречного отжига, которым и удалось локализовать лесной пожар…

Оказаться в нужном месте и в нужное время – интуиция или опыт? Скорее всего, то и другое. Ведь профессию летчика-наблюдателя Евгений начал постигать «с пеленок». Еще в школу не ходил, азбуку не изучал, а уже летал с отцом, летчиком-наблюдателем Западно-Сибирской базы авиационной охраны лесов, на пожары. Видел, как спускаются десантники с вертолета на «сковородках» – были такие устройства (барабан с лентой, которая при торможении пахла горелым),  имел уже десятки часов «налета» на самолете ЯК-12, вертолетах МИ-1, МИ-4, знал, как надо тушить лесные пожары.

– Мой отец, – вспоминает Евгений, – работал  в Алтайском крае, на Северном отделении Западно-Сибирской авиабазы, в Казахстане. База охраняла тогда огромную территорию Сибири и  Казахстана. И мы с семьей кочевали по авиаотделениям. О другой профессии никогда и не мыслил: только Авиалесоохрана. Моего старшего брата Юрия отец первым привел к начальнику авиабазы  Григорьеву: «Вот моя смена». А через два года меня привел к Анатолию Александровичу и сказал те же слова. Начальник базы принял меня десантником-пожарным  в Горно-Алтайское авиаотделение,  с 1984 года я работаю летчиком-наблюдателем.

Юдаковы – живая история Авиалесоохраны, их общий стаж в авиационной охране лесов – семь десятков лет, из них тридцать – личный стаж Евгения. В Горном Алтае он знает все леса, все горы, хребты, ручьи. Закроет глаза – и мысленно видит  места возможных посадочных площадок для вертолетов.

Для Юдакова фронт борьбы с лесными пожарами простирается от Камчатки до Подмосковья. Его как опытного специалиста направляют в самые горячие регионы страны.

Лето 2010 года. Горят леса в Подмосковье, у Нижнего Новгорода, Сарова. Летнаб Юдаков летает на ИЛ-76, участвует в организации тушения пожаров, корректирует, куда надо в первую очередь делать сливы с ВСУ. Видя с высоты полета горящую кромку, простирающуюся до самого горизонта,  анализирует промахи в руководстве тушением пожаров на больших площадях.  Не все знали даже о встречном отжиге, готовы были считать его «поджогом», когда только отжиг, встречный пал мог остановить верховой пожар. Он знает по опыту, что эффективность применения ВСУ достигается  тогда, когда на земле находятся специалисты, они поддерживают связь с вертолетом и указывают места для сливов. Не всегда сверху все можно увидеть  при высокой полноте древостоя, из-за рельефа местности.

В лето 2011 года Евгений Юдаков тушил лесные пожары в Красноярском крае. О них напоминают снимки в  мобильном телефоне, где есть  необычные кадры – на МИ-8 он вывозит из тайги вертолет МИ-2, потерпевший аварию.

– Это было на авиаотделении Осиновый мыс в Богучанском районе, – рассказывает Евгений. – Сначала мы летчиков вывезли в больницу, потом полетели за вертолетом. Лопасти у него отвалились сами, когда МИ-2 при взлете зацепил хвостом за пень и завалился на бок. Балку отстегнули и на внешней подвеске вывезли вертолет.

В Благодарственном письме директора Красноярского лесопожарного центра Дмитрия Селина, врученном летчику-наблюдателю Евгению Юдакову, сказано: «…Ваше профессиональное мастерство и ответственность, добросовестное отношение к делу заслуживают огромного уважения. Жители края высоко ценят Ваш значимый вклад в работу по ликвидации очагов пожаров.  Вы на деле показали, как много могут сделать люди, неравнодушные к чужой беде и готовые без промедления прийти на помощь».

Быть там, где опаснее, труднее, – его постоянный принцип. Однажды, когда в июне леса Горного Алтая сильно горели, Евгений за месяц провел 28 дней в полетах на МИ-8, вылетая порой из Онгудая на пожары по два-три раза в день. Охраняемая авиаотделением  территория – почти вся авиазона в самых высокогорных районах Республики Алтай – Улаганском, Кош-Агачском, Усть-Коксинском, Усть-Канском и Онгудайском, где борьба с пожарами очень затруднена.

Какое главное правило у летчика-наблюдателя?

– Самое главное, – говорит Евгений, – надо любить свою профессию. Внимательность нужна, наша работа связана с риском. Территорию надо знать очень хорошо. Уверенность в себе я почувствовал через три года работы. Но и сейчас иногда   утром или ночью появляется беспокойство: правильно ли высажены десантники, оптимально ли выбрана площадка? Всегда с благодарностью вспоминаю моих наставников в летной работе Григорьева Анатолия Александровича и Шебентова Дмитрия Прокопьевича, который еще моему отцу передавал опыт летчика-наблюдателя в Западно-Сибирской авиабазе, а в Горном Алтае – Мальцева Владимира Сергеевича, в прошлом командира авиазвена, а потом начальника Алтайской авиабазы.

Безаварийный налет на самолетах и вертолетах у Евгения Юдакова – более шести тысяч часов. Были ли случаи, когда работники парашютно-десантной пожарной службы или экипажи воздушных судов оказывались на грани риска, перед угрозой жизни?

– В Улусуке на пожаре  ситуация была близка к критической, но не критическая – вспоминает летчик-наблюдатель.  – Однажды в урочище Сайгар, это между Айгулаком и Кадрином, десантников обошел верховой пожар, приближался к ним снизу. Но мы взлетели, эвакуировали людей, потом имущество, а через два часа  площадка сгорела. Доля риска всегда есть, но риск должен быть оправданным.

Группа десантников-пожарных его авиаотделения однажды спасла маральник во время верхового пожара на Семинском перевале. Там во время облета на Ми-8 Евгений Юдаков вместе с летнабом Юрием Долиным  предотвратили возможную гибель людей. Работники пожарной службы выставили машины в ряд и поливали из брандспойтов кроны кедров перед собой,  не видя приближающийся к ним снизу огненный вал верхового пожара. Высота пламени была метров тридцать, летчики-наблюдатели дали указание немедленно переехать на машинах в другое место.

Десантники-пожарные в Онгудайском авиаотделении все профессионалы высокого класса, владеют смежными профессиями, коллектив отличается постоянством и спаянностью. Умеют не только водить машину, обращаться с рацией, мотопомпой, воздуходувкой, но могут и электролинию провести на отделение, сделать все грамотно, что даже  специалисты-электрики удивятся. Здесь маленькая уютная гостиница для экипажей воздушных судов, баня, пункт заправки, которым пользуются даже военные летчики, прилетающие в Горный Алтай для тренировочных полетов в горах. А где в горах садиться вертолетам – показывает площадки летнаб Юдаков.  

Возвращаемся с патрульного полета вдоль реки Кадрин. Признаков пожаров не обнаружено, небо над тайгой чистое. На авиаотделении пока один «Робинсон» для авиапатрулирования. А случись возгорание в лесах, в Онгудай сразу же прилетит  МИ-8 лесной авиации АУ РА «Авиалесоохрана».

Летчик-наблюдатель всегда готов к вылету. По привычке займет место бортмеханика в вертолете и при подлете к пожару пригласит инструктора десантно-пожарной группы. Вместе осмотрят всю кромку очага, определят место высадки десантников, план тушения. Профессионалы понимают друг друга с полуслова, порой хватает одного жеста, когда рокот вертолета при снижении усиливается. Вот уже десантники на земле, прижимаются к выгруженному грузу, чтобы его не разметало воздушным вихрем от лопастей.  Взмах руки на удачу – Евгений Юдаков знает, что поставленную им задачу по ликвидации очага десантная группа выполнит.

Валентин ВАРВАНЕЦ







Tweet
Распечатать

← вернуться к списку



Проверки на дорогах Проверки на дорогах

Регионы наводят порядок в лесу, не дожидаясь федерального закона

Виктор Масляков: «Мы не играем в одни ворота» Виктор Масляков: «Мы не играем в одни ворота»

Глава Рослесхоза рассказал о пожарах, посадках, зарплатах и социальных гарантиях

На несколько тысяч На несколько тысяч

В Госдуму внесен законопроект об увеличении штрафов за незаконную рубку

Иван Советников Иван Советников

«Первоочередная задача – продолжить совершенствовать Лесной кодекс»

Игорь Илюхин Игорь Илюхин

Мы закладываем фундамент совершенно нового уровня управления отраслью

Александр Третьяков: Александр Третьяков:

"У нас слабым не место"

Ударят практикой Ударят практикой

Верховный суд объяснит, что такое экологическое преступление

Сосновый генотип Сосновый генотип

Прибайкальские леса восстанавливают улучшенными семенами

Бочка с худым дном Бочка с худым дном

Почему, сколько ни готовь специалистов для лесной отрасли, их все равно не хватает?

Дрофы исчезают Дрофы исчезают

Браконьерская охота уничтожает редкие виды птиц в Забайкалье

Что написано пером Что написано пером

Общественники вступились за уссурийскую тайгу

Взялись за мечи Взялись за мечи

Рязанские футболисты и телеведущие посадили почти 30 тысяч сосен

«Государство дает бизнесу огромные преференции» «Государство дает бизнесу огромные преференции»

Арендаторы лесов получают льготы почти на 2 млрд. рублей в год

Время менять приоритеты Время менять приоритеты

В погоне за прибылью пора вспомнить об экологии

Грибы отсюда Грибы отсюда

Заграничный капитал понимает в дарах леса больше отечественного?

По следам Фукусимы По следам Фукусимы

Следы радиационной катастрофы искали в лесах и морях

Очков втирание Очков втирание

С чем встретим лето-2013?

«Аннушка» для пожарного «Аннушка» для пожарного

Сотрудники «Авиалесоохраны» могут быстро потушить очаг возгорания там, куда техника будет идти несколько дней

Беги, Леша, беги! Беги, Леша, беги!

Будущие лесники доказали, что умеют быстро двигаться и хорошо стрелять

Долгие сборы Долгие сборы

Впервые за 5 лет в Красноярском крае прошли сборы школьных лесничеств

Лесная дорога к родине Лесная дорога к родине

Вологодские школьники за неделю стали ближе к природе

Судьба слесаря Судьба слесаря

Лучшая похвала для Виктора Екста – когда его продукцию разбирают как «горячие пирожки»

Грот Куйлу Грот Куйлу

Работники Усть-Коксинского лесничества берегут «каменную книгу» древности

Хранитель леса в «золотом кусте» Хранитель леса в «золотом кусте»

Под Воронежем поставили первый памятник лесничему






© Российские лесные вести, 2010-2012

Мобильная версия

При полном или частичном копировании материалов ссылка на оригинал обязательна! Копирование материалов без указания ссылки на источник запрещено!


Редакция | Для СМИ | Подшивка новостей


Создание и поддержка сайта - Artleks