https://onaego.com

16+
RSS RSS PDA   01 Сентября 2013, 09:32
На главную

Актуально



Новости

ИА Greenpress



Расходы минус доходы
Лесной отрасли будет сложно конкурировать с социальной сферой и ЖКХ при дележе единой субвенции 30.08.2013, 13:04

Расходы минус доходы


Отрасли грозит финансовый дефолт

Последние надежды на то, что федеральные органы исполнительной власти после апрельского заседания Президиума Госсовета прониклись пониманием трудностей и проблем лесного хозяйства, полностью рухнули. Распоряжение Правительства РФ от 17 августа 2013 г.  №1456-р о включении лесных субвенций на 2014 – 2016  гг. в состав так называемой «единой субвенции» ставит лесное хозяйство перед лицом очередных финансовых реформ, которые будут иметь очевидные негативные последствия. И происходит это накануне рассмотрения и утверждения Правительством  Российской Федерации Основ государственной лесной политики, недавно одобренных общественным советом при Министерстве природных ресурсов и экологии.

 В очередной раз лесное хозяйство становится заложником преодоления кризисных явлений в экономике через экономию бюджетных средств, распорядителями которых будут выступать на федеральном уровне Министерство регионального развития  и на уровне регионов – органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

«Конкурентоспособность» лесного хозяйства при распределении единой субвенции ограничена в сравнении с другими получателями бюджетных средств, так как большинство лесохозяйственных мероприятий дает так называемый отложенный во времени эффект.

Негативные последствия от сокращения финансирования на содержание образовательных и медицинских учреждений очевидны, они могут найти выражение в социальных протестах, которые нежелательны органам государственной власти.

Такое же приоритетное отношение при распределении бюджетных средств получит жилищно-коммунальное хозяйство с его физически и морально  изношенной материальной базой.

В то же время никакой экологической, а тем более социальной катастрофы не произойдет, если вовремя и качественно не будет осуществлено восстановление лесов на вырубках, не проведены лесозащитные и противопожарные мероприятия.

Снижение же финансирования на содержание лесной охраны откроет новые возможности для нелегальных лесозаготовок, которые, надо полагать, в ряде регионов осуществляются не без участия местных правоохранительных органов.

Объектом сокращения бюджетных расходов, в первую очередь, станут кадры, работающие в органах государственного и хозяйственного управления лесами, нуждающиеся в постоянном обновлении, переподготовке и повышении квалификации.  Выборочный анализ кадрового состава органов государственного управления лесами в субъектах Российской Федерации показывает, что только около одной трети работников имеют по диплому образование, необходимое для выполнения возложенных на них административными регламентами обязанностей. Только 5% работников, занимающих должности государственной службы, имеют то образование, которое предусмотрено федеральным законом «О государственной гражданской службе».

Рассуждения о том, что Министерство природных ресурсов и экологии, Федеральное агентство лесного хозяйства могут оказывать влияние на процесс распределения единой субвенции и контроля за целевым использованием выделенных на лесное хозяйство средств, малоубедительны, особенно в условиях, когда в большинстве субъектов Российской Федерации их бюджеты являются дефицитными, обремененными долговыми обязательствами.

Выходом из сложившейся ситуации, и это будет очевидным уже по результатам финансирования лесного хозяйства на базе единой субвенции в ближайшие годы, станет перевод лесного хозяйства на экономическую организацию с признанием в нем продукции и услуг. С данным предложением, понимая негативные последствия бюджетного финансирования, автор данной статьи выступал много раз на общефедеральных и региональных форумах, конференциях, семинарах. Последний раз это было сделано на Архангельском лесном форуме в апреле 2013 г.

На  эту тему была моя публикация в газете «Российские лесные вести» от 23.09.11 под названием «Проявите волю. Доходность отрасли докажет рынок». Приведу заключительный текст данной статьи. Перейдя на экономическую организацию своей деятельности «лесное хозяйство как отрасль материального производства покинет группу отраслей, потребляющих бюджетные средства, и войдет в сектор экономики, производящий валовый продукт.

Только став доходной отраслью материального производства, лесное хозяйство будет способно решить накопившиеся за десятилетия советского и постсоветского периода времени социальные и экологические проблемы.

Что для этого нужно сделать?

Ответ  один: проявить политическую мудрость и волю на уровне органов федеральной законодательной и исполнительной власти, где формируются стратегические приоритеты в развитии экономики».

К сожалению, мое предложение перевести лесное хозяйство на экономическую организацию с его финансированием за счет заработанного дохода не было включено в число мероприятий, предусмотренных пока еще проектом Основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 г.

Редакция моего предложения, которая была отвергнута  «наверху»  из-за якобы «неподготовленности вопроса», была следующей: «При решении задачи по развитию системы экономического стимулирования и рыночных инструментов в области лесных отношений используются следующие механизмы:

в) «установление нормы, что конечной продукцией лесного хозяйства как отрасли материального производства являются созданные молодняки искусственного или естественного происхождения в период их перевода в лесопокрытую площадь, площади, пройденные рубками ухода в молодняках, а также произведенные социальные и экологические услуги лесов».

Аргумент о «неподготовленности вопроса» выглядит неубедительным при временных горизонтах реализации лесной политики до 2030 года. На практике это означает, что в течение более 15 лет Правительство РФ намеревается сохранить существующие нерыночные механизмы ведения лесного хозяйства.

Чтобы не зависеть от волюнтаристских решений чиновников на высоком уровне, распределяющих бюджетные средства, лесное хозяйство должно финансироваться за счет лесного дохода от использования лесов. Так было с финансированием лесного хозяйства в дореволюционной России и даже во времена НЭПа. Так обстоит дело и с финансированием лесохозяйственного производства во всех странах с рыночной экономикой. Подробнее об этом говорилось в моей статье «Не в прошлое, а в будущее. В каком правовом статусе следует возрождать лесхозы», опубликованной в газете «Российские лесные вести» от 16.08.13 № 31.

В статье приводился опыт хозяйственного управления лесами, находящимися в собственности государства в Финляндии и Латвии, где лесное хозяйство ведут государственные коммерческие организации, не прибегающие к получению бюджетных средств, а наоборот, отчисляющие значительные суммы в бюджет в виде дивидендов от полученной прибыли.

В заключение хочу напомнить читателям газеты, что даже в СССР в условиях централизованно планируемой экономики была осознана губительность для будущего лесов финансирования лесного хозяйства на базе его сметно-бюджетной организации.

Осознав негативные экономические и экологические последствия организации работ по воспроизводству, охране и защите лесов вне сферы хозрасчетных (читайте – рыночных) отношений, Правительство СССР по инициативе Госкомлеса приняло в 1988 году решение об осуществлении крупномасштабного экономического эксперимента по переводу лесохозяйственных предприятий (лесхозов) на хозяйственный расчет. Эксперимент был тщательно в течение двух лет подготовлен усилиями всех научно-исследовательских и проектных организаций бывшего Госкомлеса СССР. Объектом эксперимента на добровольной основе стали лесхозы 7 автономных республик и областей РСФСР, Украины (частично), Белоруссии и Латвии.

К сожалению, в силу политических причин действие крупномасштабного эксперимента оказалось кратковременным (1989-1991 гг.), но даже этот короткий период показал положительные результаты, которые были положены в основу постановления Совета Министров РСФСР от 17.01.91 № 26 «О совершенствовании управления лесами». Этот документ предусматривал разделение функций владения и пользования лесными ресурсами и радикальные изменения в финансовой системе через проведение в 3-5 областях (автономных республиках) эксперимента по финансированию лесного хозяйства за счет средств лесного дохода.

Из сказанного выше очевидно, что, только изучив наше прошлое, можно получить рекомендации на будущее.

К сожалению, те, кто принимал нынешнее решение по поводу «единой субвенции», не знают историю лесных отношений и не обременены какой-либо ответственностью за их судьбу и будущее российского леса.

 

А.П.ПЕТРОВ, профессор, д.э.н, заслуженный деятель науки РФ

 

 

 

 

 

 

 

Tweet
Распечатать

← вернуться к списку



Расходы минус доходы Расходы минус доходы

Отрасли грозит финансовый дефолт

Отраслевой Отраслевой "гарант"

Рослесхоз разработал правовую базу лесничего

Природное сообщество Природное сообщество

Сергей Донской провел первое заседание оргкомитета по подготовке Всероссийского экологического съезда



Виктор Грачев Виктор Грачев

Переход на единую субвенцию крайне негативно отразится на состоянии лесов

Александр Мариев Александр Мариев

Понимание концептуальных, приоритетных векторов развития отрасли возникло не сегодня

Николай Горелов Николай Горелов

От малой авиации - большая экономия

Пойдем своим путем? Пойдем своим путем?

Почему российской биоэнергетике не нужна «копия» европейского опыта

Во глубине сибирский кедр... Во глубине сибирский кедр...

Приближается сезон сбора ореха самого долгоживущего дерева тайги

Харвестер, форвардер и Жан-Батист Фурье Харвестер, форвардер и Жан-Батист Фурье

Что даст лесной отрасли изменение структуры подготовки специалистов?

Медом намазано Медом намазано

За порядок в обществе взялись вместе пчеловоды и лесники

Зри в корень Зри в корень

Новые леса Сибири обсудили в Алтайском крае

Пришельцы под микроскопом Пришельцы под микроскопом

Лесопатологи ищут в тайге агрессивного вредителя

Оформят субсидии Оформят субсидии

Власти Сахалина поддержат лесной бизнес рублем

Проект вместо Проект вместо "белого шума"

В Поморье запустили крупнейший завод по переработке лесного сырья

Искусство непонимания Искусство непонимания

Когда легче сломать, чем исправить

Знают, где искать Знают, где искать

Лесничие помогли найти женщину, которая блуждала в лесу больше двух дней

"Авиалесоохраной заражаешься, как вирусом..."

Летнаб Святослав Колесов не хочет спокойной жизни «за бортом»

Группа обвиняемых Группа обвиняемых

Российско-китайские контрабандисты вывозили в месяц по 150 вагонов леса

Это меня волнует! Это меня волнует!

Японские и российские школьники боролись за экологию в Хабаровске

Первый пошел... Первый пошел...

В Красноярском крае появился экологический отряд

Зеленый галстук - символ леса Зеленый галстук - символ леса

«Берендеи» клянуться всегда охранять и любить природу

"Мелочей не бывает"

Конкурс вальщиков леса стал рекламой отрасли

Ни сучка, ни задоринки Ни сучка, ни задоринки

В Новгородской области прошли соревнования «Лесоруб-2013»

Удар! Еще удар! Удар! Еще удар!

Лесоводы пошли с мячом на Госдуму






© Российские лесные вести, 2010-2012



Редакция | Для СМИ | Подшивка новостей | Реклама | Eng


Создание и поддержка сайта - Artleks

При полном или частичном копировании материалов ссылка на оригинал обязательна! Копирование материалов без указания ссылки на источник запрещено!