https://onaego.com

16+
RSS RSS PDA   27 Октября 2013, 19:10
Наша страница на Фейсбук
На главную

Актуально



Новости

ИА Greenpress



Съезд эпохи Ренессанса
В Красноярске встретились особенные люди 11.10.2013, 11:05

Съезд эпохи Ренессанса


Встреча в Красноярске показала, что процесс возрождения школьных лесничеств пошел

Принять, удобно разместить, занять делом, да просто обласкать больше ста семидесяти человек, две трети из которых подростки, – простое дело? А в Красноярске, где проходил II Вcероссийский съезд школьных лесничеств, справились успешно. Место выбрали очень красивое: на берегу водохранилища, кругом тайга и расцвеченные осенью сопки. В течение четырех дней здесь напряженно работали и от души отдыхали умные и целеустремленные дети со всей страны, а их руководители искали ответ на вопрос, как жить дальше.

 Дело государственной важности  

Главным итогом встречи все, кого удалось расспросить, и взрослые, и дети, считают подаренную возможность познакомиться, подружиться, поучиться работать в команде, почувствовать, чем дышат коллеги.

 – Важно, что собрались, обменялись контактами. Видим, что школьные лесничества есть, узнали, что делают другие, для развития наших детей это очень важно. Даже если они не свяжут свою жизнь с лесом, все равно станут хорошими людьми и пополнят человеческий ресурс нашего общества, – сжато сформулировала свое понимание вопроса руководитель лесоводческого клуба «Эдельвейс» из Томской области Светлана Высотина, лесопатолог по профессии.

С этим солидарны и те, чьими усилиями подобные встречи в масштабах огромной страны возобновились после затянувшейся паузы, когда казалось: все, на движении школьных лесничеств можно ставить крест. Но похоронить то, чем страна десятки лет гордилась, – по-государственному? Да это невозможно! – решили в Рослесхозе и занялись трудным делом возрождения.

Ренессанс начался с первого за 15 лет съезда, состоявшегося в сентябре 2011 года в Казани. Надо было разобраться: а есть ли что возрождать? Может, пора все начинать с нуля? Выяснилось, что движение во многих регионах не умерло и готово вновь подняться во весь рост, если поддержат. Поддержали: координацией работы занялся Учебно-методический центр Рослесхоза, появилась межведомственная рабочая группа по вопросам развития школьных лесничеств, вышел толковый сборник рекомендаций по организации их деятельности, появилась программа развития на 2012-2013 годы. И что очень важно: многие регионы обнаружили высокий уровень понимания проблемы и взялись поддерживать движение не только ободряющими словами, а созданием соответствующих учебно-методических советов. Вот почему состоявшийся в начале октября II съезд можно считать воплощением общих усилий.    

 

Кризис в движении школьных лесничеств миновал, но проблем меньше не стало

Идейный вдохновитель ренессанса, академик Анатолий Писаренко на открытии красноярского форума весьма кстати вспомнил, с чего все когда-то начиналось, – Брянская область, Жуковское лесничество, школьные лесные патрули: «После войны было воровство леса, а дети следили, чтобы не крали, помогали родителям».

Так что история движения давняя и глубокая, к участию в нем привлечены тысячи детей и подростков, которым занятия в школьных лесничествах помогают правильно повзрослеть, научиться уважать природу и довольно часто – выбрать профессию.

 Кризис миновал, проблемы остались

Детям красноярская встреча очень понравилась, что не удивительно: соревнования, кто быстрее облачится в форму пожарного и пробежит в ней, кто правильнее окажет первую медицинскую помощь, соберет рюкзак, деловые игры. Ну, всевозможные развлекательные и спортивные программы – само собой. 

О впечатлениях школьников наша газета рассказала в предыдущем номере, хотелось бы добавить только, что без усилий директора Дивногорского лесхоза-техникума Юрия Павлова все не было бы так здорово. Спасибо преподавателям Сибирского государственного технологического университета – они обеспечили интеллектуальную часть деловой игры «Как составить проект освоения лесного участка, взятого в аренду». Есть и еще важные участники процесса – студенты красноярских вузов, приставленные к детям в качестве старших товарищей и провожатых. Настя, Юля, Александра, Василий… извините, если кого-то не назвала. Вам отдельная благодарность.    

У взрослых планы были свои: предстояло за круглым столом обсудить проблемы, которых от того, что кризис в движении школьных лесничеств миновал, меньше не стало. Важно, что представительство (специалисты лесного хозяйства, руководители школьных лесничеств, учителя, педагоги дополнительного образования из сорока трех регионов) позволяло услышать все точки зрения.

Абсурдным было бы отрицать, что в движении произошла трансформация – от лесоводческой деятельности к экологической. Сегодня на каждое школьное лесничество приходится два биологических кружка, забота о лесе во многих регионах почти прекратилась. Хорошо это или плохо? Мнения на этот счет разные, например, директор Красноярской краевой станции юннатов Ольга Вчерашняя уверена, что «хозяйственная деятельность ушла, мы переходим в исследовательскую; кружки, патрули – все это можем взять с собой». Но все же большинство склоняется к тому, что надо искать пути, исторически заложенные в самой идее движения. Этому могут способствовать региональные программы поддержки школьных лесничеств, в которых желательно прописать «больше леса, а не экологии вообще».

 Мимо Кодекса

Если суммировать сказанное на круглом столе, окажется, что самое больное место – правовое регулирование, ведь законодательно школьные лесничества не существуют. Тут сюжет вполне сюрреалистический: в реальности они есть, а формально их нет! Причем перспектива быть увиденными законом – весьма смутная, что с огорчением отмечали погруженные в тему участники дискуссии.

– Это долго и трудно, но капля камень точит, поэтому давайте настроимся, – обратилась к коллегам директор ФБУ «Учебно-методический центр» Людмила Берснева и изложила свое видение: нужен стратегический план развития движения до 2020 года.   

Желание быть признанными законом – не блажь, а необходимость, без этого многое в жизни школьных лесничеств оказывается в зоне неопределенности: оплата  руководителям, трудовая копеечка детям, участки, где они могут вести лесохозяйственную деятельность. Кстати, до 2007 года, то есть, до нового Лесного кодекса, закон школьные лесничества не игнорировал, за ними можно было закреплять лесные участки и платить детям за работу. Сегодня любые расходы (как на ребят, так и на их руководителей) можно квалифицировать как «нецелевое использование». А закон суров…

 

Школьные лесничества формально - вне закона

Предложение представителя федерального Минобразования развивать экологический туризм и зарабатывать на этом деньги потонуло в возгласах, что  лучше всего ориентироваться и давать советы из Москвы.

Так что же можно придумать в новых условиях? Тут уж кто как сумеет, и практически все зависит от доброй воли региона. Руководитель ШЛ «Лесной дозор» Айрат Ахмеров, сам относительно недавно из этого «дозора» и вышедший, с гордостью сообщил, что в Татарстане, где вся стуктура лесного хозяйства сохранилась, больших проблем нет: школьным лесничествам покровительствуют и лесники, и образовательное ведомство, и хозяйствующие субъекты.

– У нас летом дети работают в питомниках, заключается договор – до четырех часов в день, за это получают зарплату. Студенты тоже работают – лесной патруль, благоустройство. Деньги они получают через Минтруда и соцзащиты. Финансовые вопросы решить можно. Было бы желание.

Перечислив по пунктам, как в его республике  поддерживают столь полезное движение, Айрат добавил, что планируется создать общую для Татарстана нормативно-правовую базу, касающуюся школьных лесничеств. Посланцам менее продвинутых регионов оставалось лишь тихо завидовать.

В Республике Марий Эл нащупали свой путь – дружат с арендаторами, в Нижневартовске (это ХМАО) закрепили за школьным лесничеством один из городских питомников. В Бурятии лесная служба к школьникам благоволит: в Прибайкальском районе они рисуют противопожарные аншлаги, занимаются прополкой, работают в питомнике, за что получают неплохие для их возраста деньги – по 3-4 тысячи рублей. Что же касается материального поощрения  руководителей, то трудятся они в основном на энтузиазме. «Главные люди», – было произнесено на съезде в их адрес.

 Главные люди    

– У нас было школьное лесничество, но после введения нового Лесного кодекса все упало. Денег на это не дают, а энтузиасты заканчиваются, – жестко обозначил проблему учитель биологии из села Зырянское Томской области Александр Фоменко.

Его ученики числятся экологами-лесоводами, участвуя в различных конкурсах общероссийского масштаба и побеждая в них. Слава – дело хорошее. Но все же хотелось бы чего-нибудь более осязаемого. Или «главные люди» не заслужили? Многие из них считают, что «новый закон об образовании все подрубил, у учителей нагрузка увеличилась, ни на что времени не остается». 

Вообще, о руководителях школьных лесничеств (не обязательно присутствовавших в Красноярске) можно говорить долго, нисколько не переусердствовав в яркости красок. Я уже не раз писала о Сергее Петровиче Абрамове из Оренбургской области, чьи ученики удостаивались высоких наград как на всероссийском «Подросте», так и на международном юниорском лесном конкурсе (последний, в Ханты-Мансийске, принес первое место воспитаннице Абрамова Вере Чапчиковой). Много лет назад Сергей Петрович, местный лесничий, сам пришел в школу, чтобы организовать детей, отвлечь от улицы, и никогда не опускал руки, даже если временами на занятия ходили два-три человека. За эти годы успел вырасти дендросад, посаженный его детьми, а на карте страны появилось немало мест, где они побывали в походах.

Вот и в Красноярске встретились особенные люди. Наталья Спиридонова, учитель биологии и химии из Бурятии, хотя и считает отсутствие доплаты руководителям серьезной проблемой, работает с детьми во внеурочное время потому, что ей это очень нравится. Их победы во всевозможных конкурсах греют душу.

Максим Попеляев из Тувы, молодой преподаватель кружка «Лесная экология» для 8-9 классов, тоже работает в основном «за идею».

Светлана Высотина из Томской области с детьми уже 30 лет. На съезд она привезла нескольких сирот,  занимающихся в руководимом ею лесоводческом клубе «Эдельвейс». Одного из них, тринадцатилетнего Дениса, Светлана Владимировна приняла в свою семью.

Галина Гладких, руководитель школьного лесничества «Подрост» из Амурской области (село Семеновское, Свободненский район), перед самым отъездом в Красноярск пошла в тайгу искать корову, а наткнулась на браконьерскую вырубку:

– Сосна, лиственница, лес неспелый, нетачкованный. Позвонила в полицию, часа через четыре приехали. Зачем, спрашивают, вам, бабушка, это надо? Может, это лесничество разрешило? А я-то знаю, что никакого разрешения нет! Повела их на место. А к утру лес исчез! Пилы в тайге гудят. Детям об этом не рассказывала, нечего им туда лезть, пусть лучше кормушки делают. Пока в поезде сюда три дня ехала, все во мне кипело. Я вчера на круглом столе предложила провести следующий съезд у нас, чтобы привлечь внимание. А вы напишете об этом?

Обещание, данное Галине Леонидовне, выполняю.    

 Лесникам не хватило леса

– Я чувствую себя президентом страны! Так люблю свой край, а тут – все к нам! – эмоционально произнесла на обсуждении итогов съезда педагог дополнительного образования Елена Ланкина из Красноярского края. – Но можно ложечку дегтя? У нас шикарный музей леса, а туда не свозили. В Овсянку, где музей Виктора Астафьева и смотровая площадка над Енисеем, тоже не ездили, хотя это совсем рядом. Очень жаль, ведь Россия лучше узнала бы наш край.

Почти все гости с хозяйкой оказались солидарны: очень скудная экскурсионная программа, мало что видели, тем более обидно, что ехали через полстраны, а ребятам даже таежный лес показать не удалось. Последнее обстоятельство особенно огорчило тех, кто живет западнее Урала. Действительно, когда еще их дети не на картинке, а вживую увидят тайгу? 

– Программа, сразу видно, составлена не лесниками, а педагогами; методически она проработана хорошо, но леса в ней явно мало, – считает Айрат Ахмеров из Татарстана.

– Лесникам не хватило леса, – поддержала Айрата коллега с Алтая.

 

Не все игры оказались "лесным" детям по возрасту

Другие руководители отметили, что интенсив, с одной строны, плюс, но дети от кабинетной работы устают, хотелось бы выйти на природу. Тем более, некоторыми пунктами программы можно было безболезненно пренебречь. Например, обозначенные в программе дебаты на тему «Роль школьных лесничеств в охране, защите и восстановлении лесов» в реальности оказались обсуждением, должны ли школьные лесничества подчиняться правительственным структурам или лучше их выделить в самостоятельное движение. Дети, как выяснилось, вообще мало что поняли, а их руководители, пережив легкий шок, назвали это играми для взрослых.

– Мы думали, что ребята будут обмениваться опытом, – с сожалением сказала одна из гостей, когда дебаты закончились, и добавила, что над тем, кто кому подчиняется, ее дети размышляют в последнюю очередь. – Спасибо всем, вы хорошо потрудились, но, думаю, когда будете еще что-то проводить, наши пожелания учтете.

Именно ради того, чтобы на следующем съезде было «больше леса», я и решила упомянуть об этом.

 

Елена СУББОТИНА 

 

 

 

 

Tweet
Распечатать

← вернуться к списку



На белую зависть На белую зависть

В Поморье вырастят древесину, «интересную» бизнесу

"Дали регионам кусок пирога"

Повышающий коэффициент сдобрят отменой лицензирования

Кому дать зеленый свет? Кому дать зеленый свет?

Белый дом ищет механизмы развития лесной сертификации



Татьяна Курлович Татьяна Курлович

Плантационное выращивание ягод – долгосрочные проекты, которые дивидендов быстро не принесут.

Константин АБАШЕВ Константин АБАШЕВ

Авиабаза – это своя специфика, своя наработанная технология

Юрий Гагарин Юрий Гагарин

Подходить к России с ее огромной территорией с каким-то одним рецептом по меньшей мере не разумно

Плюс инвентаризация всей страны Плюс инвентаризация всей страны

Вовремя завершить ГИЛ не мешает ничто?

Новоселов зовут в лес Новоселов зовут в лес

Системным проблемам отрасли дали оригинальный рецепт

Стар и млад Стар и млад

ЦБП и биоэнергетика обеспечат леспрому инновационный прорыв?

Шумы Мульты Шумы Мульты

Уникальная река покажет все красоты Алтая

В шубе, но без шапки В шубе, но без шапки

Защитники леса посадили дубы на Куликовом поле

Река победила море Река победила море

Жители Приморья признали самым удивительным природным памятником реку Бикин

Где купить сертификат? Где купить сертификат?

Участникам рынка объяснили, какие опасности ждут за границей

Опилки вместо угля Опилки вместо угля

Тюменская область сэкономит 500 миллионов рублей в год за счет биотоплива

В замедленном темпе В замедленном темпе

Долги прирастают Сибирью

Доброволец Бек Доброволец Бек

Четвероногий друг стал помощником на пожарах

Давайте прощаться Давайте прощаться

«Авиалесоохрана» создает «Леса памяти»

Секретная пуля Секретная пуля

Полиция Забайкалья пыталась скрыть причину смерти «черного» лесоруба?

Без чудес спасают лес Без чудес спасают лес

Что такое буссоль и как командовать на пожаре – узнали школьники в «Пермских медведях»

Молодежь - как саженцы Молодежь - как саженцы

Какие специалисты нужны современному работодателю?

Съезд эпохи Ренессанса Съезд эпохи Ренессанса

Встреча в Красноярске показала, что процесс возрождения школьных лесничеств пошел

Так и знай! Так и знай!

Студенты вузов померялись силами в лесном хозяйстве

Хорошо пошли! Хорошо пошли!

Заслуженный лесовод РФ Нина Никанорова выращивает «свои» сосны для рязанских лесов

Кто, если не мы? Кто, если не мы?

Семья Шабуниных выбирает «дефицитную» профессию






© Российские лесные вести, 2010-2012



Редакция | Для СМИ | Подшивка новостей | Реклама | Eng


Создание и поддержка сайта - Artleks

При полном или частичном копировании материалов ссылка на оригинал обязательна! Копирование материалов без указания ссылки на источник запрещено!