https://onaego.com

16+
RSS RSS PDA  06 Сентября 2016, 03:06
Наша страница на Вктонтакте Наша страница на Одноклсассниках Наша страница на Фейсбук

Актуально
В Дивногорске проходит XXII краевой слет школьных лесничеств В Дивногорске проходит XXII краевой слет школьных лесничеств

В Дивногорском лесхоз-техникуме проходит слет школьных лесничеств. В нем принимают участие около 130 юных лесоводов из 41 района Красноярского края.

Абитуриенту-2015 Абитуриенту-2015

Уважаемые читатели сайта, в выпуске газеты "Российские лесные вести" от 23 июня этого года собран уникальный материал об истории создания лесных учебных заведений России

Совет Федерации одобрил изменения в Лесной кодекс РФ Совет Федерации одобрил изменения в Лесной кодекс РФ

На заседании Совета Федерации одобрено внесение изменений в Лесной кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования регулирования лесных отношений.






Взрослые о детях
Якутская команда выступила с блеском: из трех участников – одно первое место, одно второе 29.05.2015, 13:15

Взрослые о детях


Блиц-интервью с Анатолием Писаренко, академиком, президентом Российского общества лесоводов, бессменным председателем номинационного комитета по подведению итогов Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост», председателем жюри секции «Лесоведение и лесоводство».

–Ну вот, Анатолий Иванович, после каждого конкурса всегда спрашиваю вас: какое общее впечатление?

– Я, признаться, ожидал, что уровень будет выше – по тематике, по содержанию. Оказалось, что в нашей секции выдающейся работы нет. Очень жаль, так как есть что вспомнить – на некоторых конкурсах случались удивительные вещи. А сегодня все оказалось на среднем уровне, и в этом трудность – кому отдать первое место.

– В прошлом мае был очень хороший доклад Марата Зайнуллина из Татарстана.

– Ну, это была бесспорная работа. Все это сразу признали. И на Международном юниорском конкурсе в сентябре это тоже все признали. Причем он и доложил тоже блестяще. Жаль, что сегодня такого не произошло. Мы назвали пять работ, которые произвели впечатление. Из этих пяти трудно даже выделить лучшего. Хорошие, но не выдающиеся.

– В оформлении, подаче материала меняется что-то от конкурса к конкурсу?

– Все теперь оформляется на компьютере. В одном случае лучше, в другом хуже, но в этом смысле все достойны. Уровень значительно поднят. Но наряду с приличным оформлением еще хотелось бы видеть исследовательскую часть и рекомендации. К сожалению, этот раздел часто носит описательный характер. Да, описано хорошо, но нет четкой исследовательской работы и нет рекомендаций – это недостаток. Тем не менее ребята учатся, стремятся, руководители, которые привозят детей, выводы из этого делают. Многие руководители ко мне подходили, одна женщина говорит: мы с вами встречаемся уже шестой раз. Еще одна учительница говорит: пятый раз видимся с вами на конкурсе.

– Так это же хорошо!

– Ну конечно, хорошо. Значит, каждый год они готовят нового человека.

– Как меняется умение подать свою работу? Ведь вам не нравится, когда выходят, как вы выражаетесь, с записками, выступают, заглядывая в конспекты, находясь в плену материала. Вы же любите, когда человек владеет материалом свободно, рассказывает, а не читает.

– Ну да. Эрудиция проявляется в ответах на вопросы. Если сказать откровенно, боюсь задавать вопросы, потому что знаю – не ответят. Сейчас важно другое: конкурс идет вширь, присоединяются новые регионы, и это радует. То, что новые регионы появляются, хорошо, плохо, что старые не проявляют себя. Сегодня даже сказал об этом девочке из Брянска: школьное лесничество родилось в Брянской губернии, и был там учитель биологии, и был там директор лесхоза. Я хорошо знал обоих, это Жуковское лесничество, где, собственно, и родилось движение, но сменилось руководство, и потерялось все.

– Этот «Подрост» уже двенадцатый. Имеет смысл продолжать, поддерживать это движение?

– Меня этот вопрос пугает. Боюсь, отсутствие финансирования приведет к тому, что движение ослабнет. Не будет денег – не будет продолжения. А продолжать надо. Это воспитание специалистов, это подготовка кадров, которая начинается со школы. Вот самое главное! Такая работа – для будущего поколения лесоводов, и она должна продолжаться.

Мнения членов жюри

Елена Степанова,
старший преподаватель Тверского госуниверситета, член жюри секции «Экология лесных растений»:

– В жюри такого конкурса я работаю впервые, обычно приходится присутствовать на областных. «Подрост» производит сильное впечатление разнообразием тематики, высоким уровнем проработки материала и степенью самостоятельности. Чувствуется, что ребята трудятся увлеченно, и такая заинтересованность заставляет их углубляться в тему. И это очень радует, потому что не каждый рискнет залезть в дебри любой науки, будь она лесоводческая, ботаническая, зоологическая и так далее. То, что я услышала от конкурсантов, находится как раз на стыке биологии, ботаники, экологии и лесоведения. Чем, собственно, представленные доклады и уникальны. Качество самих работ позволяет думать, что у нас как в лесной науке, так и биологической все будет хорошо.

Замечу, что заинтересованность ребенка во многом зависит от заинтересованности человека, который им руководит. И то, как болеют сопровождающие, как готовы до последнего защищать своих ребят – это тоже очень много значит. Педагоги подготовили детей, которые ориентируются в материале довольно свободно. Следовательно, ученики в весьма значительной степени выполнили работу самостоятельно. Это видно и по ответам на вопросы, и по тому, как они выстраивают свое выступление. Мне кажется это логичным, поскольку конкурс такого уровня отбирает ребят, которые максимально заинтересованы в том, чтобы достичь результатов собственными усилиями.

Светлана Дементьева,
декан биофака Тверского госуниверситета, член жюри секции «Подготовка к профессиональной деятельности в лесном хозяйстве»:

– Я тоже впервые работаю в жюри «Подроста», и мои впечатления тоже самые позитивные. Конечно, интересные работы были. Меня профессионально заинтересовали доклады по выращиванию кедра, по выращиванию дуба красного и разведению косуль. И хотя не могу сказать, что в целом уровень был высоким, готова настаивать, что подготовка к состязанию и участие в нем ориентирует нашу молодежь профессионально. На «Подрост» съехались дети со всей России, и для меня как руководителя факультета это очень важно – думаю, среди них есть мои будущие студенты.

Юлий Дробышев,
старший научный сотрудник лаборатории аридных зон Института проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН, член жюри секции «Лесоведение и лесоводство»:

– Я практически постоянный арбитр, за все годы, что конкурс существует, пропустил всего два. Поэтому попробую обобщить.

Во-первых, поскольку состязанию предшествует заочный этап, на котором отсеиваются откровенно слабые работы, те, что заслушали сегодня, – это нормальный уровень. Но есть нюанс – нам было сложно определиться с первым местом, поскольку работ, которые явно выделялись бы, не обнаружилось. Разумеется, были сильные ребята, но они не слишком отрывались от остальных.

О степени самостоятельности так скажу: из того, что слышал сегодня, я делаю вывод, что участники очень многое сделали своей головой и своими руками. Другое дело, что текст доклада они, как правило, заучивают, хотя, может быть, для начала это и не очень плохо, потом научатся говорить своими словами. Безусловно, сами отчеты, которые достигают финала, почти всегда пишутся педагогами, мы это понимаем, с этим ничего не поделаешь, но степень участия конкретного ученика выявляется в диалоге с жюри. Дети, которые сегодня выступили перед нами, умеют отвечать на вопросы. Они работали – это факт. Они старались.

Сергей Родин,
академик, председатель жюри секции «Экология лесных растений»:

– Я в этой роли двенадцатый год. Если сравнивать, что было и что стало, разница, конечно, очень заметна. Когда конкурс только начинался, мы, наверное, еще не знали, как его проводить, а участники не знали, что от них требуется. И первые работы были на уровне, скажем так, средней школы – довольно простые, хотя и касались практической деятельности. Если сравнивать с тем, что видим сейчас, это небо и земля. И опыт, что важно, накапливается у обеих сторон.

Сегодня мы заслушали 15 докладов, выбрать из которых лучшие оказалось невероятно сложно – такой ровный и очень высокий уровень. Конкурсные работы оцениваются по восьми позициям: насколько актуальна тема, насколько содержательна работа, насколько практически значима, как доложил, как ответил на вопросы и так далее. В ответах на вопросы проясняется вклад непосредственно исполнителя. Сегодня я никого не заподозрил в недостатке самостоятельности, хотя прежде случалось разное – приходили ребята, которые докладывали кандидатские диссертации своих руководителей. Такое было. Теперь – нет.

Так вот, каждая позиция оценивается баллом от нуля до пяти. Если количество позиций (8) умножаем на 5 (максимальный балл), получается 40. Сегодня диапазон был от 35 до 40. Очень высокие баллы! Определить победителя при таких обстоятельствах чрезвычайно трудно. И не только победителя: претендентов на 4, 5 и 6 место оказалось сразу трое – они набрали одинаковое количество баллов. Мы решили отдать предпочтение все-таки тем, кто представляет школьное лесничество. При этом комиссия исходила из того, что если участник представляет школьное лесничество, за ним коллектив. Было две работы, когда дети сказали, что привлекали своих родственников. Мама с папой ходили в лес, помогали собирать образцы, дядя с тетей, брат, сестра. Замечательно, что молодой человек, который участвует в конкурсе, не только сам трудится, но и вовлекает в процесс тех, кто его окружает. Особенно интересна преемственность. Одна девочка сегодня сказала: да, у нас школьное лесничество, у нас подрастающее поколение. Я не сразу понял: что такое подрастающее поколение? Оказывается, ученики пятого-шестого классов. Представляете, для десятиклассников это подрастающее поколение! Сами они – уже такие корифеи! А подрастающее поколение учат: ходят вместе с ними в лес, учат отбирать пробы, мерить деревья. Собственно, это то, ради чего и создаются школьные лесничества, и ради чего проводится этот конкурс. Искру любви к науке, к исследованиям загасить нельзя. Если хотя бы один из этих детей пойдет в науку, значит, все было не зря.

Владимир Липаткин,
декан лесохозяйственного факультета Московского государственного университета леса, председатель жюри секции «Подготовка к профессиональной деятельности в лесном хозяйстве»:

– «Подрост» очень важен для профессиональной ориентации. Встретившись с увлеченными людьми, попав в творческую атмосферу, ребята приобщаются к делу, которое захватывает. И потому конкурс с его демонстрацией значимости, возможностей, перспектив – чрезвычайно эффектное событие, позволяющее возникший интерес закрепить. И что еще важно: обычно ученик работает с наставником один на один, а тут горизонт раздвигается. Этот процесс начинается на уровне региона, когда проводятся отборочные соревнования, когда ребята видят многих специалистов, что тоже является демонстрацией профессиональной значимости.

В результате получаем мотивированных молодых людей, которых (не только победителей, но и всех участников) вузы принимают с удовольствием. Как правило, учатся они великолепно. В прошлом году МГУЛ окончила Лена Коровина, она несколько лет назад заняла призовое место в «Подросте». Сейчас на отлично оканчивает парень из Киргизии, Нурсултан Кубатбеков. К выпуску подходит Аня Франкенштейн, занявшая в «Подросте» второе место. Она отлично учится, получает повышенную стипендию, занимается научной работой.

Правда, к тому, что касается организации самого конкурса, у меня есть вопросы. Я не раз говорил, что надо добавить игровые элементы, мы ведь работаем с возрастной группой, для которой игра – ведущая форма познания и проявления себя. В игре личность раскрывается полнее, конкурсант показывает свою индивидуальность.

В чем особенность «Подроста»? Каждый выходит со своей работой, в которую он погружен глубоко. При этом работы даже в пределах одной секции очень разноплановые, они касаются разных аспектов, и потому иной раз детям трудно понять, за что комиссия отдала предпочтение конкуренту. А вот игра дает возможность демонстрации знаний на одних и тех же примерах. Например, ботаникам можно предложить выбрать полянку с цветущими растениями и тут показать себя. Потому что одно дело – прочитать доклад, пусть ярко и красиво, но продемонстрировать глубину познания уже не конкретного вопроса, а темы в целом – совсем другое. Мне кажется, отсутствие этого обедняет наш замечательный конкурс, в котором мы идем по линии академизма, и получается, что дети играют во взрослых. Например, на своей секции мы вынуждены были вопросами выводить ребят на смежные области, чтобы они не только свою конкретную тематику преподнесли, но и показали свои знания, понимание проблемы.

Я предлагаю больше учитывать возраст, ведь участники как исследователи еще только формируются. Мне кажется, было бы педагогически правильно включить элементы игры, как это только что сделала на наших глазах Авиалесоохрана, устроив импровизированную эстафету. Как ребятам понравилось!

Конечно, организовать конкурс с игровыми элементами сложнее, нужна судейская команда, помощники. Но при желании все можно сделать.

Валерий Юрченко,
заместитель директора Всероссийского центра защиты леса, член жюри секции «Экология лесных животных»:

– Я с удовольствием вижу, как год от года участники становятся грамотнее. Меня радует широта тематики исследований, глубина изучения, научный подход. Дети делают практические выводы из своих исследований, что очень ценно. Это дает надежду, что в лесном хозяйстве будут работать достойные люди. Считаю, что такие конкурсы обязательно должны проходить и привлекать как можно больше участников. «Подрост» не должен увянуть.


Победители XII Всероссийского лесного конкурса «Подрост»

Номинация «Лесоведение и лесоводство»:
первое место – Бобровский Роман (Новгородская область);
второе место – Королев Владислав (Республика Саха (Якутия);
третье место – Шмарова Анастасия (Республика Марий Эл).

Номинация «Экология лесных животных»:
первое место – Миллин Николай (Ивановская область);
второе место – Соловьев Арсений (Псковская область);
третье место – Балакина Анастасия (Владимирская область).

Номинация «Экология лесных растений»:
первое место – Таций Анна (Респуб-лика Саха (Якутия);
второе место – Елисеева Дарья (Рязанская область);
третье место – Катаускас Дмитрий (Тверская область).

Номинация «Практическая природоохранная деятельность»:
первое место – Кирлашова Анастасия (Московская область);
второе место – Кривошеев Данил (Ставропольский край);
третье место – Андрианова Юлия (Владимирская область).

Номинация «Подготовка к профессиональной деятельности в лесном хозяйстве»:
первое место – Скатов Дмитрий (Краснобаковский лесной колледж, Нижегородская область);
второе место – Мешков Владимир (Арчединский лесной колледж, Волгоградская область);
третье место – Позднякова Ольга (Муромцевский лесотехнический техникум, Владимирская область).

Номинация «Школьные лесничества в условиях модернизации образования»:
первое место – Хлиманкова Елена Семеновна (Иркутская область);
второе место – Архипова Нелли Нургаяновна и авторский коллектив (Республика Марий Эл);
третье место – Копцева Алла Юрьевна (Владимирская область).


На «Подросте» побывала Елена СУББОТИНА,
фото автора

Tweet
Распечатать

← вернуться к списку



Природные дали Природные дали

В России до конца этого года может быть принята Стратегия экологической безопасности

Эффект роста Эффект роста

В России внедрят модель интенсивного лесопользования

Время для новых решений Время для новых решений

Для повышения эффективности охраны лесов от огня Рослесхоз предлагает принять ряд серьезных управленческих решений



Сергей Жвачкин Сергей Жвачкин

«Зелёное золото» региона

Владимир Заболоцкий Владимир Заболоцкий

Путь к успеху

Елена Вавилова Елена Вавилова

Лесная отрасль Красноярского края: перспективы развития

Экспорт по правилам Экспорт по правилам

Технологию маркировки древесины ценных лесных пород и заполнение декларации о сделках с древесиной уточняют на практике

Лесоустройство под заказ Лесоустройство под заказ

Почему столь важная для ведения хозяйства работа идет туго?

Молодняк оказался в плюсе Молодняк оказался в плюсе

Будет ли государство стимулировать арендаторов для полноценного воспроизводства лесов?

Живой памятник героям Живой памятник героям

В честь воинов, павших в Великой Отечественной войне, в Москве высадили березы

«Лес Победы»: влиять на будущее может каждый «Лес Победы»: влиять на будущее может каждый

Жители Поморья посадили свыше 80 тыс. деревьев и кустарников

Вспомнят и через столетия Вспомнят и через столетия

В Республике Алтай высаживают свой «Лес Победы»

Надежная крыша Надежная крыша

Россияне все больше предпочитают деревянные дома, а не квартиры в высотках

Особенная стройка Особенная стройка

Турецкая компания вложит $200 млн в создание деревообрабатывающего производства в Калужской области

Сажаем клюкву Сажаем клюкву

Первая лесная ягодная плантация появится в Архангельской области

Самые первые прыжки Самые первые прыжки

Воздушные тренировки федеральной Авиалесоохраны прошли в Московской области

Лесные биометоды: антагонисты против интервентов Лесные биометоды: антагонисты против интервентов

Несмотря на серьезные трудности, российские ученые работают над возрождением и совершенствованием эффективных методик борьбы с насекомыми-вредителями

На грани катастрофы На грани катастрофы

Российские леса рискуют оказаться беззащитными перед вредителями

Хоть полмира обойдешь, а такого не найдешь Хоть полмира обойдешь, а такого не найдешь

Финал XII Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» прошел в Тверской области

Школьные лесничества: от Северного Ярцево до Южного Ермаковского Школьные лесничества: от Северного Ярцево до Южного Ермаковского

В Красноярском крае взят курс на развитие движения школьных лесничеств

Авиалесоохрана – крупным планом Авиалесоохрана – крупным планом

В Воронеже открылась выставка фотографий «Человек и стихия. Воздушные пожарные Авиалесоохраны»

Свою работу надо любить и знать Свою работу надо любить и знать

Старший инструктор ПДПС ФБУ «Авиалесоохрана» Владимир Антипин, победитель Всероссийского фестиваля «Созвездие мужества», рассказал о работе воздушных пожарных в Забайкальском крае:

СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ

25 июня 2015 года, в возрасте 83 лет скончался Александр Григорьевич Малюгин. Он отдал всю свою жизнь службе русскому лесу.

90 лет и два месяца 90 лет и два месяца

Такой долгий век был отмерян этому удивительному человеку

Абитуриенту-2015 Абитуриенту-2015

Эти вузы задают уровень качества образования в отрасли






© Российские лесные вести, 2010 - 2014



Редакция | Для СМИ | Подшивка новостей | Реклама | Eng


Создание и поддержка сайта - Artleks

При полном или частичном копировании материалов ссылка на оригинал обязательна! Копирование материалов без указания ссылки на источник запрещено!

Автосалон Хендай в Москве. куплю hyundai i30 у официального дилера hyundai-avtorus.ru